Ексклюзивы
пятница, 22 мая 2015 10:32

"Максим Горький" погиб во время исполнения "мертвой петли"
6

Фото: www.tupolev.ru
Автор: www.tupolev.ru
 

18 мая 1935 года под Москвой столкнулись истребитель И-5 и огромный аэроплан АНТ-20 "Максим Горький". Первый делал вокруг крыла второго "мёртвую петлю".

В результате авиакатастрофы погибли 49 человек. Детали этой небесной трагедии не разглашали десятками лет. "Максим Горький" считался самой совершенной и надёжной техникой. Был гордостью Советского Союза, символизировал могущество страны.

История "Максима Горького" началась в 1932 году, когда отмечалось 40-летие известного писателя. Таким образом Горькому готовили достойный подарок. Это предложение впервые прозвучало на страницах газеты "Правда". Его подхватили и на строительство летом начался сбор средств. За короткий срок было собрано 6 миллионов рублей. Хотя в то время страна была на пороге экономического краха. От дефолта правительство спасается тем, что распродаёт бесценные полотна Эрмитажа. Но от голода все равно умирают миллионы крестьян. А в городах действует карточная система. Однако идею со строительством гигантского самолёта не покидают. Этим занимается группа известных советских авиаконструкторов под руководством Туполева. В приказе руководителей говорилось, что с задачей необходимо справиться в сжатые сроки. Поэтому авиаконструкторы работали днём и ночью.

Автор: www.tupolev.ru
 

Строительство "Максима Горького" начали 4 июля 1933 года. А в апреле следующего готовый самолёт принимала специальная комиссия. В прессе хвастались, что "Максим Горький" является крупнейшим в мире. Мол, советскому авиастроению удалось "утереть нос" империалистическому "Юнкерсу" и "Виккерсу". Самолёт имел восемь мощных двигателей, хотя изначально планировалось только шесть. Весил аппарат 42 тонны, имел длину более 32 м, размах крыльев составлял 63 м, площадь салонов - более 100 кв. м. Самолёт был способен взлетать с небольшого аэродрома. Мог поднять в воздух восемь членов экипажа и 72 пассажира. В те времена это был большой прогресс в аэростроении. Преимущества советского самолёта-гиганта оценил и известный французский лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который побывал на его борту. Полетать собирался и сам Сталин, но впоследствии передумал.

"Максима Горького" планировали использовать больше для агитации, а не для перевозок. Для этого его оснастили громкоговорителем и несколькими радиостанциями, киноустановкой, фотолабораторией и типографией. В самолёте действовала телефонная станция на 15 номеров для переговоров внутри самолёта, пневматическая почта и небольшая электростанция. Впервые на борту советского самолёта установили отечественный автопилот. Для комфорта оснастили буфетом и туалетом. Самолёт был оборудован лестницей, которая складывалась и становились частью пола. В крыльях были расположены двухъярусные кровати. При необходимости самолёт можно было разобрать и транспортировать по железной дороге. Он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.

17 июня 1934 года "Максим Горький" поднялся в небо. Пробный полет в течение 35 минут прошёл идеально. Через два дня во время торжественной встречи героев-челюскинцев летал над Красной площадью. А 1 мая 1935 года "Максим Горький" поздравлял с неба трудящихся на параде в Москве. С громкоговорителя звучали разные лозунги в честь Коммунистической партии и "лучшего друга советских авиаторов товарища Сталина". На самолёте был дважды установлен мировой рекорд, подняв в воздух груз массой 10 и 15 тонн. Аэропланом "Максим Горький" гордилась вся страна. Его изображение использовали на почтовых открытках и конвертах, на фундаментальном холсте, сувенирном значке этикетке и коробках спичек.

Автор: www.tupolev.ru
 

Изготовив самый большой самолёт СССР демонстрировал своё величие, где прогрессировал социализм. Чтобы подтвердить это на деле, было принято решение о строительстве ещё девяти таких самолётов. Каждый должен был называться в честь выдающихся личностей Центрального Комитета. Первыми должны быть "Иосиф Сталин", "Вячеслав Молотов", "Михаил Калинин", "Климент Ворошилов".

18 мая 1935 "Максим Горький" готовился к очередному демонстрационному полёту. Пассажирами захотели быть сотрудники Центрального аэрогидродинамического института, лучшие конструкторы и производственники. Прибыли со своими семьями на Центральный аэродром под Москвой. На борт самолёта поднялись 38 пассажиров, среди которых было шестеро детей. Экипаж в тот день состоял из 11 человек.

Около 12.00 самолёт оторвался от земли. В след за ним взлетели ещё два самолёта. Первый - двухместный с кинооператором на борту, второй - истребитель. "Максим Горький" постепенно набрал высоту, сделал круг над аэродромом. Полет фиксировался на киноплёнку кинооператором с самолёта, летевшего слева. Справа был истребитель. Последний вдруг увеличил скорость. Пилот решил описать вокруг крыла "Максима Горького" "мёртвую петлю". Опасная фигура получила название из-за того, что долгое время существовала только на бумаге, а на практике не применялась. В авиации - это фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли в вертикальной плоскости.

За эффектным трюком истребителя с земли наблюдали сотни зрителей. Когда он заканчивал манёвр, выходя из "петли", врезался в правое крыло "Максима Горького". От страшного удара истребителя разнесло на куски. Аварийный самолёт-гигант пролетел по инерции ещё 15 секунд. На высоте 700 м перешёл в стремительное пике, разваливаясь в воздухе. Обломками была усеяна вся территория подмосковного посёлка Сокол. Изуродованные куски металла на своём пути "косили" многовековые сосны. На место катастрофы прибыли пожарные и врачи "скорой помощи". Но из 49 пассажиров и членов экипажа никто не уцелел. Погиб и пилот истребителя Благин.

19 мая в газете "Правда" в рубрике "Сообщение ТАСС" обнародовали информацию об авиакатастрофе, в которой обвинили Благина. Мол, Благин, несмотря на категорический запрет, самовольно решил выполнить "мёртвую петлю", от недисциплинированности воздушного дебошира погиб "Максим Горький". Эта версия удовлетворила основную массу граждан. Но сотрудники Центрального аэрогидродинамического института, авиаконструкторы, коллеги погибшего пилота были удивлены, что Благин мог допустить ошибку. Считали версию абсурдной. Ведь лётный стаж Благина составлял 15 лет, за которые он ни разу не нарушил дисциплину. Они считали, что без приказа он не пошёл бы на опасный манёвр. А сам Туполев испытания своих новых машин чаще доверял именно Благину.

Впоследствии в зарубежной прессе появилось другое толкование авиакатастрофы. Польская газета "Меч" написала, что "Максим Горький" погиб в результате тарана, сознательно совершенного пилотом истребителя. Якобы Благин думал, что на борту самолёта-гиганта были члены Центрального Комитета. Лётчик был убеждённым противником советской власти и решился на такой отчаянный поступок. На страницах газеты напечатали предсмертное письмо Благина, в котором он обличал антинародную политику большевистского режима. Но никто не мог доказать, что информация в польской прессе была правдива.

Автор: www.tupolev.ru
 

Существовала ещё одна очень странная деталь. Члены семьи лётчика Благина получили от правительства льготы, наравне с родными остальных жертв авиакатастрофы. А если бы действительно речь шла о семье безответственного "небесного хулигана" или антисоветского террориста, то с ними бы обошлись по-другому. Детали чрезвычайного проишествия стали известны лишь через десятки лет. На самом деле лётчик Благинё получил строгое распоряжение выполнить вокруг "Максима Горького" несколько фигур высшего пилотажа. Все это должны снять на киноплёнку и ещё раз доказать миру о могуществе социалистической авиации. Благин понимал насколько это опасно. О чем накануне говорил родным, что всё равно не сможет нарушить приказ.

Его вместе с другими жертвами авиакатастрофы похоронили на Новодевичьем кладбище. На похоронах присутствовали государственные деятели. Тела погибших были подвергнуты кремации. Мемориал увенчанный огромным барельефом разбившегося самолёта, выполненным из гранита.

Если бы не эта трагедия, то был бы запущен в производство и военный вариант "Максима Горького". Самолёт планировали оборудовать крупнокалиберной пушкой, пулемётными установками, вместительными отсеками для бомб. Однако после авиакатастрофы с первым "Максимом Горьким" идея с военным самолётом поставила крест на грандиозных планах авиаконструкторов и партийных боссов.

Сейчас вы читаете новость «"Максим Горький" погиб во время исполнения "мертвой петли"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть