Резьба и живопись (некоторым образцам 6 тыс. лет) рассказывают одну большую историю о том, как индейцы видели мир. Иерархическая космология не уступает в сложности представлениям древних греков или современных религий. Коренные американцы точно так же считали, что нас окружает множество духов — добрых и злых, что мир разделён на свет и тьму.
Археологи называют тот народ миссисипцами или строителями курганов (многие сооружения сохранились по сей день). По большей части то были земледельцы, которые выращивали маис и тыкву. Количество поселений исчислялось сотнями, если не тысячами.
В прошлом сложность и развитость этой культуры принижалась, но работы последних десятилетий (особенно отличился Ян Симек из Университета Теннесси) восстановили справедливость.
Наибольшее внимание археологов привлекает город Кахокия, возникший около 600 г. на противоположном от Сент-Луиса берегу Миссисипи. Численность населения, по оценкам, достигала 40 тыс. человек, то есть это был самый крупный город на территории США до 1780-х, когда той же отметки достигла Филадельфия. В середине 13 в. Кахокия со своими 15 тыс. населения не уступала Лондону и Парижу.
В 15 в. город по каким-то причинам был заброшен, и прибывшие в 16 в. на берега Миссисипи европейцы застали там более примитивные культуры, носителями которых были уже другие этнические группы — чероки, кри и пр. Вопрос о том, можно ли считать их потомками строителей курганов или же они пришли из соседних районов и уничтожили (ассимилировали) миссисипцев, остаётся открытым.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Европейцы являются одной большой семьей - генетики
Единого государства у миссисипцев, по-видимому, не существовало. Они жили слабо связанными между собой социополитическими группами, у каждой из которых был, скорее всего, свой вождь. В то же время они, должно быть, ощущали некое культурное и языковое единство подобно древним эллинам.
Прославившие их курганы служили платформами для домов вождей или же выполняли некую религиозную функцию.
Самые ранние образцы наскальной живописи г-н Симек и его коллеги обнаружили в пещерах — порой на глубине 2,5 км. Очевидно, мастерам приходилось нести с собой факелы и съестные припасы. Некоторые пещеры служили также местом погребения, но в большинстве случаев там проводились священные обряды, и рисунки на стенах были их неотъемлемой частью.
Впрочем, на этот раз группа г-на Симека обратилась к произведениям, созданным в 11–17 вв. Исследованием охвачены 44 "галереи" на открытом воздухе в штате Теннесси и 50 пещер, отдельные из которых ныне находятся в частных владениях. Одни охраняются, другие нет, поэтому учёные тщательно избегают упоминаний об их расположении, дабы не привлечь вандалов и туристов.
Попытка реконструкции мировоззрения миссисипцев на основании рисунков и гравюр позволила обнаружить сходство с другими ранними религиями Америки, в том числе с представлениями майя. По мнению строителей курганов, космос организован в уровни и сферы, причём люди занимают лишь одну из них, а остальные принадлежат духам. Сферы отделены друг от друга.
На нижних уровнях мироустройства обитают злобные духи и существа с изменчивой формой, в том числе люди, способные превращаться в птиц. Там царят насилие и вражда.
Над людьми живут доброжелательные духи, которые управляют погодой и присматривают за посевами. Миссисипцы, по-видимому, полагались на их благосклонность.
В пещерах изображались нижние миры, а верхние — на скалах. Последние проще, с меньшим количеством деталей. К тому же лица изображаются не в профиль, как внизу, а анфас, как будто персонаж смотрит из рисунка на окружающий мир.
Пещерные картины написаны чёрным пигментом и раскрашены углём, а в живописи на скалах использована в основном охра. Кроме того, в ней присутствуют детали реального мира, как будто авторы пытались совместить мысленный ландшафт с природным, что характерно для многих древних культур — достаточно вспомнить древнеегипетские пирамиды, Стоунхендж или средневековые соборы.
Комментарии