3 мая исполняется 360 лет со дня смерти одного из величайших украинских деятелей Речи Посполитой Адама Киселя. Каштелян, воевода и сенатор, он оставался в первую очередь дипломатом, что и сделало его фигуру противоречивой еще при жизни. О целях, переживаниях и разочарованиях Адама Киселя в интервью Gazeta.ua рассказал известный канадский историк, исследователь его жизни Франк Сысын.
Про Адама Киселя сейчас мало вспоминают, хотя для своего времени он был ключевой фигурой в украинской истории. Действительно ли он был таким влиятельным?
- Адам Кисель был чрезвычайно влиятельным как сенатор в Речи Посполитой. Эту должность получил в 1641году, перед тем хорошо зарекомендовав себя на службе в коронном войске и в войнах с Османской империей, Швецией, Московией.
Он происходил из старинного, однако не магнатского, волынского рода. Образование получил в Замойской академии - одном из первых высших учебных заведений Центрально-Восточной Европы. Большую карьеру сделал в 20-40 годах 17 века главным образом благодаря своим парламентарным и ораторским способностям. А был он известным оратором. Интересно, что он и умер в 1653 году во время дебатов.
Сначала был каштеляном Черниговского воеводства, при том, что сам происходил из Волыни. Черниговское воеводство тогда было проблемными землями, ведь оно было создано в результате войны между Речью Посполитой и Московией в 1630-х годов. В этом противостояния Речь Посполитая выиграла, а на присоединенных землях организовали воеводства. Киселю пришлось адаптировать Черниговщину к речепосполитскому управлению, в чем он хорошо себя зарекомендовал. Он заботился о заселении черниговских земель, был очень деятельным в 30-х годах 17 века. Затем Кисель был еще кашеляном киевским и воеводой брацлавским.
В Речи Посполитой Кисель представлял русинов, как в то время называли украинцев и белорусов, ведь был православного вероисповедания. Некоторое время был униатом, но очень скоро вернулся в православную церковь. Кисель имел две главные роли. Он фактически был посредником между властью, сенатом и королем, и русинским народом (украинско-белорусским). В 1629-м еще будучи молодым чиновником, Кисель был представителем короля Сигизмунда III на церковном соборе в Киеве. Тот собор имел целью примирить православных и униатов, посредником в чем должен был стать Кисель. Существует также мнение, что в основном благодаря Киселю Софиевский собор в Киеве вернули православным.
Во-вторых, он был посредником между казачеством и польским правительством. Еще во время казацких восстаний 1637-38 годов Кисель вел переговоры с восставшими казачьими предводителями, и сыграл не последнюю роль в обеспечении "золотого десятилетия покоя" - мира, который в итоге завершился восстанием Хмельницкого. Поэтому, главным образом, его влиятельность возросла благодаря данной роли посредника.
То есть можно сказать, что Хмельнитчина поднесла Киселя?
- Времена восстания Богдана Хмельницкого были катастрофическими для него. Он представлял дела русинскогонарода и время, когда он был также сторонником польской государственности и тогдашней политической структуры. В 40-х годах 17 века были неоднократные попытки достичь компромисса между православной церковью во главе с митрополитом Петром Могилой и католической церковью. Кроме того, Адам Кисель сотрудничал с королем Владиславом ІV, часто докладывая ему лично, минуя других сенаторов. Тот хотел провести войну против Турции наряду с Венецией и надеялся, что казаки ему помогут. На этой почве между королем и польской магнатерией и сеймом были напряженные отношения. Таким образом, Адам Кисель, осуществляя такое посредничество, фактически противоречил воле магнатов. Поэтому с казачеством у Речи Посполитой были сложные пертурбации - шляхта не хотела уравнивать казаков в правах с собой, а с другой стороны, видели в них эффективную военную силу.
Адам Кисель призвал шляхту трезво оценить возможные последствия войны. Он писал о казаках Хмельницкого: "... это дело не с той древней Русью, что только луками и рогатинами, но жестоким, огненным войском, которого себе так должны пропорцию считать, что на одну голову каждого из нас будет тысяча голов мужицких со стрельбой".
А уже в конце 1647 года, когда Богдан Хмельницкий начал восстание, Кисель был сторонником планов короля Владислава и стал королевским представителем (комиссаром) на переговорах с гетманом. Однако король умер в начале следующего года. Успех Великого восстания многим обязан отсутствием короля, ведь Речь Посполитая должна была избрать нового. В этот период - в 1648-49 годах - Кисель очень хотел прийти к компромиссу с казаками. Он выбирал так называемую сторону канцлера Ежи Оссолинского, который был рупором идеи политики примирения для эффективной войны с Турцией.
В то же время, как землевладелец, Адам Кисель выступал против социальных изменений, которые несло восстание. Ведь известно, что в его собственности были немалые имения на Волыни, Черниговщине и Киевщине.
В дополнение ко всему, князь Ярема Вишневецкий был его большим врагом. Он также является знаковой для украинской истории фигурой. В Львовской летописи есть очень интересные цитаты, что он "с русина поляком зостал" - это значит, что перешел в римско-католичество, хотя происходил из старой русинской семьи. Как говорится, среди князей он был "важнейшим". Вишневецкий стремился вести войну против Хмельницкого до конца. Кисель же был связан с Оссолинским и выполнял роль посредника.
В то же время религиозная и национальная ненависть в Речи Посполитой нарастала. Кисель оказался в эпицентре, поскольку это напряжение было во многом направлено против него. Польская сторона из-за того, что Кисель был православным русином, не сочла его лояльным к Речи Посполитой. А Хмельницкий с казаками также осудили Киселя. Есть красноречивая цитата казацкого полковника Филона Джалалия: "И ты, Кисель, кость от костей наших отщепившийся и пристаешь с ляхами!".
Сам Кисель говорил не раз, что хотя был русином, одновременно был и сенатором, а соответственно был лояльным к Речи Посполитой. Свою книгу я назвал "Между Польшей и Украиной: дилемма Адама Киселя". Думаю, это очень удачное описание ситуации. Ему так и не удалось достичь согласия между казаками и политическим обществом Речи Посполитой - слишком большим было напряжение. А со временем и Кисель утратил значение, хотя как воевода киевский он был у дел до смерти в 1653 году.
Дошли ли свидетельства о том как сам Кисель оценивал собственную роль?
- Кисель славился как замечательный оратор. Сохранилось много его речей и писем. Очень редко бывает, когда к историкам доходит столько документов от одного лица 17 столетия. Поэтому мы знаем, что Кисель думал. Не раз он высказывался, что "и от поляков я имею беду, и от своих - русинов - тоже".
Красноречивы слова, которые папский нунций сказал польскому королю через две недели после смерти Киселя: "Он жил так, что нельзя доказать его вины - только всегда был под подозрением и всеми своими оправданиями не мог заставить верить в его искренность. Он был греко-русской веры, хвалил римско-католическую веру и сопротивлялся унии. Похоронную службу по нему правили в православных и католических храмах".
Адам Кисель стремился вернуть порядок, существовавший на украинских землях перед Хмельнитчиной, когда шляхта была господствующей. Но хотел значительно большее влияние предоставить русской православной шляхте, к которой сам принадлежал. Как я написал в своей книге, Кисель был последним крупным представителем той старой украинской элиты. Он хотел создать в той структуре место для казачества. Со временем, когда Хмельницкий стремился создать государство на тех землях, были предположения, что Кисель сам хотел стать ее председателем, хотя доказательств этого у нас нет.
Кисель осознавал, что в Речи Посполитой многие не понимали необходимости достичь согласия с казаками. Он имел много личных встреч с Хмельницким. На первой из них, когда Кисель был в роли посла польского государства, Хмельницкий предлагал ему выбрать сторону казаков. Но сенатор все-таки вернулся к шляхте, очевидно, по многим причинам.
Кроме того, Кисель был большим меценатом. К сожалению, многие спонсируемые им церкви и монастыри позже были уничтожены. Остается Свято-Успенская церковь в селе Низкиничи Волынской области, где он родился и похоронен. Незадолго до смерти Кисель основал здесь православный монастырь. Также он способствовал книгопечатанию, поэтому многие книг были посвящены Киселя.
Много известно о повседневной жизни Адама Киселя?
- Он имел очень серьезную болезнь - подагру или чигару, как ее называли в те времена. Это болезнь крови, из-за которой Кисель не мог долго стоять. Как мы сегодня понимаем, выполнять все свои миссии ему было чрезвычайно трудно, он должен был чувствовать огромную боль, из-за которой временами даже не мог писать.
Во время посольства в Москву в 1647 году произошло обострение болезни, он не мог стоять. А московские вельможи и дипломаты требовали от него выстаивать все церковные службы царю.
Сегодня мы можем сказать что-то точно об Адаме Киселя как о человеке?
- Сохранились замечательные письма, написанные после смерти его брата Николая. Они передают всю скорбь утраты. Брат был моложе него.
Существует версия, что Адам Кисиль похоронен в одном гробу со своим братом. Правда ли это?
- Гроб действительно была подготовлена ??для брата, но нет точных доказательств, что оба были там похоронены вместе. Существует версия, что только Адам похоронен. К 1970-x лет, гроб сохранялась в церкви в Низкиничах. Когда я собирал данные для книги про Киселя в 70-х годах прошлого века, мне не разрешали работать во всех архивах и библиотеках Советского Союза. Главные материалы я собирал в Кракове и Варшаве и, к счастью, много собрал. В то время я имел хорошие связи с профессором Александром Цинкaловским, который сам родом из Волыни, жил в Кракове, а в междувоенные времена работал в музее митрополита Шептицкого. Я очень хотел узнать о захоронении Киселя. Сестра Цинкaловского во Владимире организовала фотографию гроба. То фото опубликованное в моей монографии. На оригинале, рядом с гробом стоит пожилая женщина со свечой, поэтому в издании я вынужден был "замазать" ее лицо, поскольку в советское время это могло вызвать сложности для нее.
Позже я слышал, что местные комсомольцы вывезли и разбили гробницу Киселя. А касательно костей, то когда я был в Низкиничах, то один монах показал мне их. Ноявлялись ли они скелетом Адама Киселя, я сам не знаю до сих пор.
Однако, очень важно, что церковь и надгробный памятник в Низкиничах сохранены, хотя я слышал, они нуждаются в ремонте. Мы имеем немного могил выдающихся деятелей домодерной Украины, дошедшие до нашего времени. Останки Хмельницкого польские войска, когда заняли Суботов, уничтожили. Род Мазепы мы также потеряли. А вот род Киселя - одной из важнейших, интересных и сложных фигур украинской истории, - у нас есть церковь с родовой усыпальницей.
Князь Альбрехт Радзивилл в своем дневнике писал о смерти Адама Киселя, что его кончина осталась незамеченной, ведь до конца жизни он остался сторонником компромисса, а тогда на компромисс король идти не собирался.
Прямых потомков Адамa Киселя нет, поскольку он не имел детей. Но сам род был достаточно разветвленным, поэтому, конечно, косвенные потомки живут и сейчас. Жена Киселя, Анастасия, сделала заказ, чтобы на его надгробии был отрывок из поэзии Лазаря Барановича. Там есть умиляющее слово жены о муже:
"Прохожий! Остановись, читай. Этот мрамор рассказывает о славном потомке рода Светольда, славу и опору государства - Адама из Брусилова Киселя, который был кастеляном черниговским, затем воеводой брацлавским и киевским, человека, отличившегося в боях твердостью и дальновидностью... Плач о потере этого знаменитого мужа, которого оплакиваю вместе с его достойными гражданами, будь памятником тебе... 3 мая 1653. Смерть пришла на 53-м году жизни. Прощай..."
Комментарии
30