четверг, 21 января 2016 15:26

Кто определил этнический портрет Львова в 15-16 веках

Кто определил этнический портрет Львова в 15-16 веках

По данным финансовых книг второй четверти 16 века во Львове проживали пять этнических групп: поляки 38%, Украинцы 24%, немцы 8%, евреи 8% и армяне 7%.

Относительное преимущество в городе и пригородах имели поляки; вместе с немцами, с которыми их объединяла католическая религия и доступ к городскому управлению, они составляли большинство. Однако, в первой половине XVI в.абсолютного большинства не имела ни одна этническая группа.

Немцы, которые в начале XV в. составляли абсолютное большинство, впоследствии полностью потеряли свое преимущество. Три этнические группы: украинцы, евреи, армяне, численность которых достигала в центре 10%, почти не подвергались ассимиляции и проживали в отдельных кварталах.

Магдебургское право Львову было предоставлено в 1356 Казимиром III и диктовало права города на отделение городской общины от власти чиновников и на автономию.

Среди всех прав, которые предоставлял магдебургское право было и то, что евреи, сарацины, украинцы и армяне судились войтом Львова. Но в случае, если они отказываются судиться согласно Магдебургскому праву, то им разрешается обращаться к собственным традициям, но при голосовании войта на этом суде.

Сильнейшими были трения в отношениях армянской общины, расположенной в центре, и католической общиной. Армянские купцы были монополистами в торговле, особенно с Востоком, они не оставляли шансов для поляков, поскольку имели большое преимущество - знали восточные языки. Экономическое развитие и высокая материальная обеспеченность способствовала поддержке армянской юрисдикции во Львове. После того как в 15 веке торговая конкуренция возросла, армяне несколько изменили направление своей деятельности: теперь они не занимались купечеством, а вкладывали свои средства в недвижимость.

Для евреев Польского Королевства основополагающим документом, который устанавливал их правовые отношения с христианским населением, был устав калифського князя Болеслава Набожного от 1264 года, основанный на подобных привилегиях еврейского населения в австрийских, чешских землях. Подобный устав львовская еврейская община получила за грамотой короля Казимира III от 1367. Он обеспечивал правовую автономию еврейской общины, экономическую деятельность в торговой и кредитной сфере, обещал защиту от преследования.

Городской совет не претендовал на отмену или ограничение еврейской автономии, взамен требуя ограничения экономических прав евреев. Реальная экономическая значимость еврейского населения в городе растет в конце XV - начале XVI в., когда во Львов доходит волна еврейских переселенцев из стран Западной Европы. В отличие от христианских общин украинцев и армян, евреи не испытывали давления со стороны доминирующей католической общины ни в культурно-религиозном, ни в правовом плане. Королевские декреты XVI в., выданные в судебных конфликтах с городской общиной, оставляли очень незначительное пространство для торговой и предпринимательской деятельности евреев.

Одним из документов, ограничивали права украинской и еврейской общины во Львове, является Королевский запрет украинцем и евреям торговать "в ущерб города" в 1497 году. Согласно ему Яну Олбрахту жалуются львовские райцы на украинском и еврейских купцов, чья деятельность направлена ​​на разрушение Львова. Эта просьба была поддержана – украинским и еврейским купцам было запрещено участвовать в торгах.

Служение в пользу города было одним из условий получения гражданства и, как видно из предыдущей мысли , за этим тщательно следили. Кроме добросовестной работы, права гражданина мог получить совершеннолетний мужчина, который был рожден в браке и имел хорошую славу. Гражданство предоставлялось при наличии рекомендательных писем, удостоверяющих происхождение человека. Получая гражданство, он должен был отречься от своих предыдущих прав и привилегий.

В 1538 году городской суд рассмотрел жалобу портных-украинцев на католических коллег из цеха. Поляки ограничивали доступ к ремесленного братства украинской общине, установив для их учеников долгий трехлетний срок освобождения, тогда как ученики-католики могли освободиться уже через год. Кроме этого, в случае смерти или бегства учеников мастера-украинцы имели возможность принимать новых учеников только после того, как освободится предыдущий ученик (т.е. после трех лет), а мастера-католики были свободны от таких ограничений.

Основной причиной украинско-польских конфликтов было конфессиональное ограничения православных. Катололицизм имел доминирующее положение: запрещалось проводить торжественные процессии в центре города, если одновременно с ними происходят латинские богослужения. Противостояние особенно обострилось - вплоть до применения силы - при переходе на новый григорианский календарь на Рождественские праздники 1583/1584 гг., а также в канун принятия Брестской унии в 1595-1596 гг.

Конфликты, которые происходили между польской и украинской общиной дали позже глобальные последствия: формирование братств. Религиозная сторона этого вопроса состоит в том, что католицизм был доминирующей религией.

В 1572 г.. Сигизмунд Август сравнил в правах православную и католическую общину Львова. Отныне украинцы могут быть назначенными на должность лавника, бурмистра; их дети имеют право учиться в школах, свободных гимназиях; они могут изучать любые цеховые ремесла и работать там.

Сейчас вы читаете новость «Кто определил этнический портрет Львова в 15-16 веках». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть