В новой книге о знаменитом модельере Коко Шанель идет речь о ее сотрудничестве с нацистами в оккупированной Франции во время Второй мировой войны. Автор Хал Воган откровенно не обвиняет Шанель в шпионаже, однако утверждает, что агентурное имя у нее все же было.
После оккупации Франции немецкими войсками в 1940 году Коко осталась на родине. По мнению Вогана, агентурная работа "была нормой" в то время, поэтому Шанель решила воспользоваться своим романом с известным 44-летним немецким офицером, бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге.
"Шанель была непревзойденной приспособленкой. Нацисты были у власти, а Шанель тянулась к тем, у кого была власть. Это история ее жизни", - пишет Воган в книге "В постели с врагом" (Sleeping with the Enemy).
По словам писателя, Шанель не верила ни во что, кроме моды. "Она верила в красивые платья, она верила в свое дело, и была права, ее совсем не интересовали Гитлер, политика или нацизм", - отмечает он.
Именно любовник - барон Динклаге - организовал проживания 57-летней Шанель в роскошном отеле и, как утверждает Воган, завербовал ее в качестве "агента F-7124" под кодовым именем "Вестминстер" - так как другим ее любовником был герцог. Благодаря такому сотрудничеству Шанель добилась освобождения из лагеря военнопленных в Германии своего племянника. Также она соблазнилась перспективой снова контролировать прибыльный парфюмерный бизнес, лицензию на владение которым она дала евреям в 1924 году.
В августе 1941 года с особого разрешения немецкого руководства она поехала в Мадрид для сбора разведывательной информации. Однако, как удалось выяснить Вогану, во время этого визита Шанель удалось только обменяться незначительными фразами с британским дипломатом. Воган убежден, что Шанель никогда не была шпионом.
"Шпионы фотографируют, собирают документы. Шанель никогда этим не занималась, - говорит писатель. - Она только помогала. У нее было много связей в Испании, она могла попадать во влиятельные круги в Англии и помогала нацистам".
Когда война закончилась, Шанель сбежала в Швейцарию, но ей удалось избежать суда по обвинению в коллаборационизме. Хал Воган считает, что за нее замолвил слово Винстон Черчилль.
Комментарии
3