Почти половина детей в возрасте от 7 до 18 лет, которые живут в Донецкой и Луганской областях, стали свидетелями военных действий. Таковы результаты исследования озвучивает столичный психолог Ольга Филипчук.
"Далеко не все дети были эвакуированы из зоны АТО, - говорит психолог. - Конечно, все увиденное и пережитое оставляет на детской психике отражение. Дети, которые сейчас временно находятся в Киеве и других городах, обязательно наглядаються психологами. Мы следим, как подростки и дети реагируют на громкий звук. В некоторых реакция непосредственно вызвана пережитой в зоне АТО эвакуацией в подвал или бомбоубежища. Ребенок пригибается или начинает бежать и искать глазами приют".
Психолог просит родителей не спешить забирать детей, которые были эвакуированы из зоны АТО, домой. После войны дети боятся шума и плохо спят.
"И 7-летним, и 16-летним сейчас нужна реабилитация и поддержка психологов, - объясняет Филипчук. - Не стоит еще больше травмировать детскую психику, показывать, во что превратились их дома, как разрушены школы и разгромлены детсады".
По словам Филипчук, во многих донецких и луганских городах работают психологи-волонтеры.
"Их помощь сейчас нужна не только детям, но и взрослым. Людям трудно возвращаться в разгромленый город, - говорит Ольга Филипчук. - Они разочарованы, признают, что ошиблись, поддерживая Гиркина и компанию. Психологические проблемы будут проявляться через неделю-две. Сейчас люди слишком заняты, чтобы впадать в депрессию. Они пытаются восстанавливать свои дома, убирают двор, готовятся перевезти домой своих родных. Ни в коем случае их не надо жалеть, потому что это только усилит психологическую травму".
Юлия Матковская из Славянска Донецкой области в бомбоубежище сидела с двумя сыновьями - 8 и 5 лет.
"Мне звонили из нескольких благотворительных организаций, предлагали эвакуировать из области детей, но я боялась их отпускать, - рассказывает Юлия. - Давали путевку в Одессу, приглашали на две недели в крымскую Алушту. Не знала, кому верить. Переживала, что террористы детей заберут и будут использовать, как живой щит".
Матковская рассказывает корреспонденту Gazeta.ua, что детей, которые пересидели войну в Славянске, настойчиво просят показать психологам.
"Мы ходили к психологам-волонтерам, - говорит женщина. - Мне объяснили, что реабилитация нужна в первую очередь ребенку, который боится громкого звука, плохо спит ночью и стал агрессивным. Мои ребята спокойные, но о войне говорят все время. Им теперь не интересны мяча. Донецкие дети еще несколько лет после этого на площадках будут в войнушки играть".
Комментарии