23 года назад умер последователь Зигмунда Фрейда, Эрик Эриксон. В своей книге "Детство и общество" психолог делит жизнь человека на 8 частей. Автор их называет конфликтами. Каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он может присутствовать и до смерти. Gazeta.ua предлагает концепции развития личности Эриксона.
1. Степень доверия ребенка к окружающему миру, к другим людям и к самому себе зависит от проявления к нему заботы. Если среда противоречиво, причиняет боль, вызывает стрессы и угрожает безопасности, дети приучаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Отцу" теории относительности 138 лет: 9 интересных фактов об Эйнштейне
2. У ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Дети гордятся новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины, спускать в туалете воду и т. д. Так ребенок становится самостоятельным.
3. На третьем этапе ребенок начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность проявляется в языке и способности фантазировать. От того, как реагируют родители на затеи ребенка, будет зависеть, какие качества будут преобладать в характере.
4. Годы обучения в начальной школе Эриксон называет их латентной фазой психоанализа. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу находится в скрытом состоянии. У ребенка развивается способность к организованным играм и регламентированным занятиям. Дети учатся играть в игры, где надо соблюдать очередность.
5. На пятой стадии ребенок сталкивается с любовью и ревностью к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Подросток созревает физиологически и психически. Когда появляются новые ощущения и желания, у ребенка развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни.
6. От юности до начала среднего возраста в психоанализе Эриксона заключено стадия между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества. Близость в понимании психолога не только физическая. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем без боязни потерять при этом себя. С близостью так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии.
7. Седьмая стадия – это период, когда дети стали подростками, а родители связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с загальнолюдяністю на одном конце шкалы и самопоглинанням - на другом. Это способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений и формами будущего общества.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обнаружили останки неизвестного до сих пор предка человека
8. На последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. А тот, кому прожитая жизнь имеет вид цепи упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть.
Комментарии