Кабинет министров предложил Верховной Раде разрешить передачу газотранспортной системы Украины (ГТС) в аренду. Соответствующее предложение содержится в законопроекте "О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью реформирования НАК" Нафтогаз Украины ".
Член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук в интервью Gazeta.ua рассказал, зачем нужна передача ГТС в аренду.
- Украина демонстрирует, что наконец намерена по крайней мере рассмотреть вопрос приватизации. За последние 3 года страна негласно проводила переговоры по созданию консорциума ГТС с Россией и Европейским Союзом. Насколько я знаю, переговоры велись с пятью частными европейскими компаниями, в частности с итальянской ENI, французской Gaz de France, польской PGNiG. Но никто не представлял, на каких параметрах консорциум будет существовать: какие объекты ГТС планируется приватизировать, какой будет юридическая форма сотрудничества. Теперь, очевидно, в эти вопросы внесут ясность.
Почему о приватизации заговорили именно сейчас?
- 3 мая в Брюсселе должен состояться круглый стол, где будут обсуждаться вопросы украинской ГТС. Украина таким шагом пытается простимулировать переговоры с Россией и Европейским Союзом. Она давно ждет, чтобы Европа возобновили сотрудничество в рамках подписанного в 2009 году меморандума. Там говорилось о том, что Еврокомиссия, европейские банки, в первую очередь ЕБРР, вложат в модернизацию ГТС в общей сложности 5 миллиардов долларов. И это могло бы рассматриваться как вклад ЕС в консорциум. В Евросоюзе на это говорили, что Украина не проводит реформы газового сектора, в первую очередь "Нафтогаза", то есть нет конкретного разделения на три субъекта: транспортировки, продажи и добычи энергоносителей. Теперь эта проблема, очевидно, будет решена.
Впрочем, в первую очередь, намерения приватизировать ГТС рассчитаны на Россию. В ответ на то, что она требует от Украины 7 миллиардов долларов штрафа за недобор газа в 2012 году. Также Россия активизирует переговоры по реализации проекта "Южный поток" и первой ветки газопровода Ямал-Европа. Все они обходят Украину. Украине нужно было на это ответить.
- Стоит ли приватизировать украинскую ГТС?
- ГТС надо оставлять себе в государственной собственности, чтобы дальше зарабатывать по магистральном газопроводе использовании газохранилищ для хранения газа для Европы. Это идеальный вариант. Но экономические обстоятельства диктуют другие решения. Есть много долгов внешних, очень высокая цена на российский газ. Если мы хотим освободиться от договора о цене на газ, будет действителен до 2019 года, мы имеем по крайней мере чем-то заинтересовать Россию. Если Россия действительно сократит транзит газа через Украину, это повлияет на отношения Европы на Украину. Она перестанет быть для Европы ключевым. Желание сохранить свою позицию толкает Украину к приватизации ГТС. Думаю, если бы мы имели другого президента или премьера, решение было бы таким же.
- Какой должна быть структура консорциума? Какая его доля должна принадлежать Украине?
- Думаю, будет создана новая юридическая форма, которая условно будет называться "Консорциум газотранспортной системы Украины". Его частицы могут принадлежать или таким субъектам как государство или союз государств, или государственным компаниям и банкам. Например, Украину будет представлять "Нафтогаз", Россию - "Газпром", а Европу - ЕБРР. В идеале Украина должна оставить себе контрольный пакет акций, то есть 50% плюс 1 акция, чтобы осуществлять планирование, контроль. Остальные должны поделить между собой Россия и Европа. Рассматривается также возможность создать консорциум на базе отдельных хранилищ или магистральных газопроводов. В таком случае Украина выгоднее приватизировать только газопроводы, а хранилища оставить себе. Россию также больше интересуют подземные хранилища. Потому что обходные газопроводы у нее есть, а хранилищ нет.
- Сколько средств Украина сможет получить от приватизации?
- Это вопрос переговоров, но, насколько я знаю, с учетом политических моментов украинскую ГТС с хранилищами оценивают в 30 миллиардов долларов. Если продавать половину, то Россия и ЕС должны заплатить 15 миллиардов. Не знаю, согласятся ли они на такую ??цену.
- Какой в ??будущем будет заполненность украинских трубопроводов?
- Максимально Украина может прогонять до 140 миллиардов кубометров газа в год. Сегодняшний объем перекачки газа - 80 миллиардов. До кризиса в Европе было 90. Если Россия все-таки запустит первую очередь "Южного потока", по нему пойдет 30 миллиардов кубометров газа. Но это будет не скоро, потому что для достройки этой ветви нужно 25 миллиардов долларов. В России этих средств нет - ни Европа, ни Китай им кредиты не дают. Газопровод Ямал-Европа займет еще 15 миллиардов кубометров. Останется 30-35 миллиардов.
- Недавно в "Нафтогазе" произошли кадровые перестановки. Как это связано с планами по приватизации?
- С одной стороны, министр энергетики Эдуард Ставицкий пытается усилить "Нафтогаз" своими людьми. С другой стороны, люди в руководстве компании не очень горят желанием оставаться на своих должностях. Думаю, председатель правления Евгений Бакулин там не задержится. Владимир Триколич, давно работающий в этой области, по той же причине ушел с поста первого заместителя главы "Нафтогаза" на низшую должность заместителя председателя правления. Происходят процессы, которые ведут к потенциальной приватизации ГТС и требуют большой ответственности. К тому же "Нафтогаз" сейчас выполняет социальные функции, из-за чего не может сбалансировать свои финансовые планы.
Комментарии
33