Что влияет на курс гривны, когда снимут валютные ограничения и какие реформы нужны стране, в интервью Gazeta.ua рассказал заместитель главы Национального банка Украины Олег Чурий.
Какие факторы влияют на курс гривны?
- Сейчас наша экономика зависит в основном от экспорта двух продуктов - зерна и металла. В 2016 году был большой объем экспорта агропродукции. В ноябре на нее приходилось 50% общего экспорта. Это один из самых высоких показателей за всю историю Украины. Вместе с металлами и изделиями из них они обеспечили около 70% всего предложения валюты от экспорта.
Но Украина не может диктовать свои цены на эти товары. Да, мы входим в десятку мировых производителей металла. Но наша доля рынка маленькая - 1,5%. В то же время Китай занимает 50% рынка стали. Поэтому мы полностью зависим от ситуации в этой стране. Будут наращивать производство стали или сокращать из-за проблем с экологией? Цена может резко упасть и это будет иметь негативное влияние на платежный баланс. Раньше его выравнивали за счет роста долгов в иностранной валюте или тратили международные резервы. В конце концов это привело к тому, что нам в долг никто не давал. Тогда получили валютный кризис и глубокую девальвацию.
То же касается и агропродукции. Украина - один из крупнейших производителей в мире. Но мы не определяем цены на нее. Поскольку экспортируем в основном товары низкой переработки, которые сильно зависят от мировых рынков.
Старая модель экономики не работает. Такая большая страна не может зависеть от экспорта двух товаров и мировых цен. Должны избавиться от сырьевого проклятия. Будущее только за производством товаров с высокой степенью переработки.
Чтобы сделать этот шаг, необходимы масштабные реформы. Безусловно, сдвиги есть. В энергетическом и банковском секторах, например. Однако до сих пор мы не пришли к тем реформам, которые улучшили бы бизнес-климат. Инвесторы боятся вкладывать средства в украинскую экономику. Есть объективные причины - нестабильность на Донбассе. Но есть причины, которые зависят и от нас. Например, отсутствие реформы судебной системы и правоохранительных органов. Это создает большие риски для инвесторов: вложив средства в Украину, они могут их не вернуть. Есть много примеров, когда суды принимают странные решения. Даже Нацбанк не может защитить свои интересы.
Имеете в виду решения судов, которые вернули на рынок банки "Союз" и "Велес"?
- Да. Это те два банка, которые были выведены с рынка за отмывание денег. Финучреждения проводили незаконные конвертационные операции, использовали паспорта подставных лиц. Но по решению суда они вернулись на рынок.
Нефтегаз влияет на валютный рынок?
- В 2016 году объем валюты, который Украина потратила на покупку газа, значительно уменьшился. Это по сути результаты мучительных, но крайне необходимых реформ в энергетическом секторе. Украина десятилетиями жила за счет дешевого газа, который субсидировало государство. И за счет курса гривны, в частности. Хочу привести две показательные цифры. Во второй половине 2014 года Национальный банк был вынужден продать из своих резервов почти 7 миллиардов долларов через адресные интервенции для осуществления Нефтегазом расчетов за газ. И это было одной из причин, почему наши международные резервы сильно сократились в том году. Если 2014 год мы начинали с резервами объемом 17,8 миллиардов долларов, то начале 2015 года они составляли лишь 6,4 миллиардов долларов.
Сейчас Нефтегаз почти не влияет на валютный рынок. Во-первых, Национальный банк не продает ему валюту. Мы прекратили эту практику еще в середине прошлого года. С тех пор Нефтегаз покупает ее непосредственно на межбанковском валютном рынке. Во-вторых, все думают: закупка газа проходит одновременно с покупкой валюты. Это не так. Нефтегаз на самом деле предпочитает покупать валюту не в отопительный сезон. А в сезон они просто используют ту ликвидность, которая у них есть, кредитные линии. Поэтому Нефтегаз не создает никакого давления на валютный рынок. Это очень положительный факт.
В этом году звучало много призывов к стимулированию экономики путем печатания денег. Как это повлияет на курс гривны?
- В НБУ уверены, что включение печатного станка приведет к очередной девальвации и ускорению инфляции. Другого пути, чем таргетирование инфляции (регулятор устанавливает определенный уровень инфляции и следит, чтобы она не превысила этот показатель. - Gazeta.ua), которое мы выбрали, - нет. Высокая инфляция, высокие и нестабильные процентные ставки отпугивают инвесторов. Таргетирование помогает снизить инфляцию до того уровня, когда выгодно инвестировать.
Так печатать деньги не будут?
- Национальный банк сейчас не печатает денег. Это важная составляющая нашей политики, направленной на обеспечение низкой и стабильной инфляции. В 2016 году Национальный банк не потратил ни копейки на финансирование правительства, правительственных проектов или таких предприятий, как Нефтегаз. Ни через кредиты, ни через покупку государственных ценных бумаг.
Исключением является поддержка ликвидности Приватбанка во время его перехода в государственную собственность. На прошлой неделе НБУ предоставил банку кредиты рефинансирования на общую сумму 25 миллиардов гривен. А 28 декабря монетизировал на 25,8 миллиардов гривен облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), выпущенные Министерством финансов для капитализации банка после его перехода в государственную собственность. Но при этом мы контролировали, чтобы монетизация не имела значительных негативных последствий для валютного рынка и уровня инфляции. 25,8 миллиардов гривен в основном направлены на погашение задолженности банка перед Нацбанком по полученным кредитам рефинансирования.
Есть ли у гривны перспективы для укрепления?
- Если будут проходить эффективные реформы, гривна имеет большие перспективы для укрепления. Это не фантазии. В других странах структурные реформы приводили к тому, что инвесторы толпой шли в страну. Если инвесторы поверят в Украину и она оправдает их надежды, можем получить поток инвестиций, несмотря на нестабильность на Донбассе.
Какие реформы нужны?
- Судебная реформа - номер один. Антикоррупционная политика, реформа правоохранительных органов, государственной службы, государственных предприятий.
В государственном секторе я работаю два года. Раньше работал в различных коммерческих банках. Для меня всегда было странным, что людей на госслужбе интересовали только их собственные задачи, а не общая картина. Сегодня я вижу - это связано, в частности, с системой оплаты труда. Заработная плата госслужащих низкая и не привязана к результату. Но госслужащий не должен получать в десятки раз меньше, чем специалист на схожих позициях на рынке. Потому что на нем большая ответственность. В Национальном банке мы изменили такой подход. Предлагаем в целом рыночные заработные платы. И уже больше года премирование работников НБУ осуществляется на основе оценки эффективности выполнения ими поставленных целей и задач. Важно, чтобы и другие работники государственного сектора имели четкую связь между оплатой и качеством работы. Иначе мы не можем иметь государственную службу. Ее задача - создать условия, а не препятствия для развития экономики.
На какой курс украинцам ориентироваться в 2017? Тот, который заложен в госбюджете - 27,2-27,7 гривны за доллар?
- Заложенный в бюджете курс является расчетной величиной, которая построена на прогнозах Международного валютного фонда. Необходимо понимать - это прогноз, который зависит от многих других предположений: какими будут цены на металл, агропродукцию, энергоносители. Но они могут и не оправдаться. Например, аналитики редко угадывают цены на нефть. Если сравнить прогнозы трехлетней давности и нынешние цены на нефть, то станет понятно - никто даже направление не угадал, в какую сторону стоимость изменится. Три года назад все думали, что нефть и дальше будет дорожать.
Кроме того, заложенный в бюджете курс - это ориентир для Министерства финансов, поскольку в бюджете есть валютная составляющая. Но это не ориентир для рыночного курса гривны, который является гибким. То есть не устанавливается ни Нацбанком, ни Министерством финансов. Курс гривны является результатом спроса и предложения на рынке.
Нацбанк принимает участие в этом рынке - выходит с интервенциями. Но по двум причинам.
Первая - мы сглаживаем чрезмерные колебания курса, вызванные не рыночными, а ситуативными факторами. Поскольку курс влияет на инфляцию. Например, на прошлой неделе колебания курса гривны усилились из-за совпадения рабочих дней в Украине с рождественскими выходными в США и Европе, уменьшением потребностей компаний-экспортеров в гривневой ликвидности из-за получения возмещения НДС. А также значительный спрос на валюту со стороны участников рынка, вызванный необходимостью в конце года делать платежи по кредитам в иностранной валюте. В ответ Национальный банк провел три аукциона по продаже иностранной валюты, при которых удовлетворил заявки участников на общую сумму 203 миллиона долларов.
Вторая причина - накопление международных резервов. Нацбанк много критикуют за это. Мол, мы не даем курсу гривны укрепиться. Но для нас крайне важно обеспечивать финансовую стабильность, для чего НБУ и пополняет резервы.
Кроме того, важно приучить украинцев и бизнес к плавающему курсу. В чем было зло фиксированного? Мы, маленькая открытая экономика, полностью зависим от мирового рынка. 50-60% нашего ВВП - это экспорт и импорт. Если цены на товары в мире падают, у нас уменьшается экспорт. Во времена фиксированного курса НБУ приходилось продавать валюту из резервов, чтобы помочь профинансировать импорт и другие валютные платежи. К тому же бизнес и государство привлекали для этого внешние заимствования. В результате, Украина увеличивала долги и теряла международные резервы. Сегодня же, по гибкому курсообразованию, курс гривны, изменяясь, автоматически корректирует дисбалансы в платежном балансе.
Другое зло фиксированного курса - компании и население забывают о рисках. Безответственно берут на себя обязательства в иностранной валюте.
Имеете в виду валютных заемщиков?
- Да. Люди смотрели на курс доллара по 5 гривен и брали валютные кредиты на квартиры по 200 тысяч долларов. Хотя зарплату получали в гривне.
Но банки сами поощряли украинцев брать кредиты в валюте.
- Я не снимаю с них ответственности. Это ситуация, в которой виноваты и банки, и население, и Нацбанк. В других восточноевропейских странах происходило то же - безответственная политика центрального и коммерческих банков, с одной стороны, и низкая финансовая грамотность населения, с другой. Например, с подобной проблемой столкнулась Польша - там массово брали дешевые кредиты в швейцарских франках.
По вашим словам, НБУ не может влиять на наличный курс. Как оцениваете то, что в стране существует несколько курсов?
- Есть два сегмента валютного рынка - межбанковский валютный рынок и наличный валютный рынок. Курсы валют там отличаются. Нацбанк не видит в этом больших проблем. Например, в Европе обменный курс и межбанковский никогда не равны друг другу. Для простых украинцев эта связка является больше психологической.
Формально на наличном рынке покупает и продает валюту население. Если посмотреть статистику с 2010 по 2014 год, то "население" купило в банках 40 миллиардов долларов. Огромная цифра. Сейчас международные резервы Украины составляют около 15 млрд долларов. Если разобраться, кто именно покупал валюту, то окажется, что в основном это был вывод капитала. Сейчас этот канал полностью закрыт. Благодаря введенным Нацбанком ограничениям на валютном рынке.
Мы запретили банкам выкупать валюту у экспортеров и продавать населению. С другой стороны, банки могут покупать валюту у населения и продавать импортерам. С начала 2016 года банки выкупили у украинцев 2,5 миллиарда долларов. К сожалению, валюты и на импортеров, и на население одновременно не хватает. Мы должны обеспечить им в первую очередь импорт. В частности, покупку энергоносителей и других важных товаров, которые Украина не производит.
Что еще влияет на наличный курс?
- В основном сезонные факторы, связанные с сельским хозяйством. Осенью и зимой агрокомпании продают урожай. При этом, по нашим оценкам, не менее 20-30% урожая они продают за наличные. Покупают валюту, чтобы уменьшить свои риски. Далее приходит весна, посевная. Нужны удобрения, семена и топливо. Для их покупки компаниям необходима гривна. Тогда они продают купленную ранее валюту. В результате, уже несколько лет подряд во время посевной межбанковский курс выше наличного. Кроме того, на наличный курс влияют настроения населения.
Население не доверяет национальной валюте. Сбережения хранят в долларах.
- Это рациональное поведение. В стране был экономический кризис, гривна девальвировала втрое. Люди потеряли сбережения и до сих пор не доверяют банкам. Хотя НБУ уже вышел на финишную прямую по очистке банковской системы. Когда ситуация успокоится, а слово "зрада" будет меньше звучать, люди начнут доверять гривне. Это произойдет при условии проведения эффективных реформ.
Но и у банков уже нет такой значительной потребности в привлечении депозитов для получения ресурсов. Например, некоторые банки прекратили привлекать валютные вклады. Многим из них валюта не нужна. В банковской системе есть огромное количество средств. Излишняя ликвидность - 5 миллиардов долларов и более 60 миллиардов гривен.
Что это значит?
- Банки имеют большие ресурсы для кредитования и без привлечения депозитов, но находятся в том же состоянии, что и инвесторы. Они не уверены, вернут свои деньги, если будут кредитовать. Потому что вопрос защиты прав кредиторов в Украине до сих пор не решен.
Может на валютные депозиты просто спроса нет?
- Некоторые банки ставят нулевые проценты по валютным депозитам. Им не нужны деньги. С одной стороны, это плохо. С другой - увеличивает доверие к этим банкам. Если они не принимают валютные депозиты, то население им больше доверяет. Поскольку это свидетельствует, что такие банки имеют достаточную ликвидность и им не нужно искать средства, чтобы "затыкать дыры".
Если же банк привлекает средства по высоким ставкам, это должно быть сигналом для вкладчиков. Возможно, в этом финучреждении не все так хорошо.
Нацбанк планирует постепенно снимать валютные ограничения?
- Мы планируем полностью изменить валютное законодательство, которое сейчас действует. Оно устаревшее, жесткое и рассеянное по многочисленным законам, нормативно-правовым актам. Соглашением об ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательства обеспечить свободное движение капитала. С начала ноября этого года мы работаем вместе с Еврокомиссией над подготовкой проекта единого закона "Об иностранной валюте", который будет определять принципы валютного регулирования в стране.
А пока мы планируем и в дальнейшем постепенно смягчать временные ограничения, введенные на валютном рынке в 2014-2015 годах, при наличии благоприятных макроэкономических условий. Мы для себя определили приоритеты. Прежде всего - это снятие ограничений, необходимых для развития экономики. Речь идет об ограничении на прямые иностранные инвестиции и операции экспорта-импорта. Также важно ослабить ограничения, которые непосредственно влияют на деятельность предприятий: снизить требование к обязательной продаже валютной выручки, увеличить срок возврата валютной выручки.
А для населения?
- Тоже будем ослаблять. Для населения важны преимущественно два ограничения. Первое - выдача валютных средств на максимальную сумму 250 тысяч гривен в день. Второе - ограничение на покупку валюты на сумму 12 тысяч гривен в день на одного человека.
Однако если посмотрим на мировую практику валютной либерализации, то валютные операции населения всегда идут последними. Ведь они положительно на экономический рост не влияют, как бы это неприятно не было. Покупка вами или мной сотни долларов не повлияет положительно на рост экономики.
Посоветуйте, как украинцам хранить сбережения? Есть ли альтернативы депозитам?
- Если люди не доверяют национальной валюте, могут размещать депозиты в иностранной. Государственные банки предлагают пока высокие ставки по валюте. Но я думаю, это временно. В долларах или евро - это уже дело вкуса. По гривневым депозитам ставки также достаточно высоки.
Пятилетние облигации Министерства финансов – интересный инструмент. Но для населения, к сожалению, он достаточно сложен.
Комментарии
1