Ексклюзивы
пятница, 16 декабря 2016 15:18

Один грубый ответ и мы теряем 10 клиентов - гендиректор Укрпочты

О реформе Укрпочты, как предприятие планирует избавиться от очередей в отделениях и улучшить качество обслуживания в интервью Gazeta.ua рассказал генеральный директор госпредприятия Игорь Смелянский.

Вы написали в авторской колонке, что Укрпочта уже долгое время находится в глубоком кризисе. Нужно более $300 млн инвестиций. Где планируете искать деньги?

- Что касается источников для инвестиций, то во-первых это могут быть собственные средства. В течение последнего месяца провели встречи с крупными и мелкими компаниями, которые ранее никогда не работали с Укрпочтой. А сейчас планируют работать.

Во-вторых - привлечение кредитов. Для этого завершаем корпоратизацию. Очень рассчитываю, что после этого появится независимый наблюдательный совет, который будет оценивать стратегию, финансовые планы, корректировать их. Если мы успешно пройдем корпоратизацию, сможем обратиться в международные фонды. Получить кредиты по льготным ставкам.

В-третьих - наша недвижимость. С одной стороны, ее очень много. С другой - она не используется эффективно. Эта недвижимость строилась в советское время. Например, есть сортировочные центры у железнодорожных вокзалов в центре городов. Туда трудно доехать грузовикам. Надо построить сортировочные центры за пределами городов. Тогда мы сможем продать или сдать в аренду недвижимость в центре городов и улучшить финансовые показатели компании.

Автор: Тарас Подолян
  Игорь Смелянский: "Последние 5-10 лет компания не развивалась. А только уменьшалась, чтобы сохранять формальную доходность"
Игорь Смелянский: "Последние 5-10 лет компания не развивалась. А только уменьшалась, чтобы сохранять формальную доходность"

Прошло четыре месяца, как Вас назначили генеральным директором Укрпочты. Что за это время удивило на предприятии, шокировало?

- Все издания напечатали, что я приехал из Америки. На самом деле долгое время, хотя и с определенными промежутками, жил в Украине. Поэтому знал, что в почтовых отделениях нехватка компьютеров. А вот сколько их надо - удивило. Я не знал, что 79% всех отделений Укрпочты вообще не компьютеризированы.

Поразило, что 1100 из 3600 автомобилей не проехали за год ни одного километра. Это по бумажке. Если проверить реальное состояние, то их будет еще больше. Уже есть пример, когда на машину без двигателя ежемесячно списывали бензина на 30 тысяч гривен.

Пишут, Укрпочта не нужна. Мол, так будет дешевле для государства. Не будет. Есть очень большая социальная нагрузка на Укрпочту. В некоторых населенных пунктах мы есть всем - и магазином, и почтой, и банком. Если в этих населенных пунктах не будет национального почтового оператора, государство просто потеряет контакт с миллионами своих граждан. Именно поэтому в других странах правительства финансируют своих почтовых операторов, в том числе из бюджета.

Например, в Словакии посчитали, что содержание неприбыльных почтовых офисов стоит 10 миллионов евро в год. Создали специальный фонд и финансируют эту сеть. Во Франции государство определило, что газеты должны доставлять ежедневно во все города. Выделили деньги почте, чтобы она выполняла это обязательство. Украина тоже должна сделать стратегический выбор. Нельзя сказать - давайте разносить почту ежедневно в городах и селах и не предоставить возможности это делать.

Еще не разочаровались, что решили участвовать в конкурсе на должность генерального директора?

- Нет, даже спортивный интерес появился. Потому что многие люди хотят, чтобы я потерпел неудачу.

Как должна измениться Укрпочта?

- Госпредприятие должно стать финансово-логистическим оператором. Сейчас есть два сегмента, которые будут расти - это посылки и финансовые услуги. А количество писем падает из года в год. Рассчитываю, что нам дадут возможность расширить финансовые услуги и вести счетное обслуживание клиентов. Что мы сейчас имеем? Человек в одном окне получил пенсию. Затем перешел в другое - оплачивает наличными коммунальные. Вместо того, чтобы мы зачислили эти платежи в безналичной форме. Очень хочется сделать такое качество сервиса и услуг, чтобы людям было удобно с нами работать.

Возможно это странно звучит, но Укрпочта - большая розничная компания. Поэтому будем дальше развивать это направление. Посчитали, сколько сейчас продаем наименований товаров. Оказалось - 140 тысяч. Для сравнения, американский ритейлер Walmart имеет в ассортименте 35-45 тысяч товаров. Будем наводить порядок с ассортиментом, ценами. Работаем над построением эффективной товарной линейки и повышением доходности торговых операций. Кроме того, будем двигаться к централизации продаж, созданию стандартных витрин. Также планируем учитывать местные особенности регионов относительно линейки товаров.

Говорят, Нацбанк "похоронил" одно из Ваших ключевых предложений - создание Почтового банка. Вы до сих пор считаете, что это правильный шаг?

- Во-первых, никто ничего не похоронил. Классический банк не будем создавать, потому что есть несколько факторов, которые не позволяют сейчас это сделать. Есть договоренность с МВФ, что Украина больше не будет создавать государственных банков. И если открывается банк - это отдельная деятельность. Нельзя заниматься банком и еще чем-то. Но за саму идею возможности предоставлять ряд финансовых услуг населению в "глубинке" надо бороться. Если 65% городов и сел не имеют банковских учреждений, это не значит, что они им не нужны.

Нацбанк говорит о переходе к сashless-экономике. Без Укрпочты этого не удастся сделать. Более того, сейчас существует специальная программа ООН. Недавно Билл Гейтс пожертвовал 700 тысяч долларов на реализацию этой программы. Цель - через почтовые учреждения ликвидировать неравенство доступа к финансовым услугам в мире. Банки сокращают сети, а почтовые отделения есть везде. Международный почтовый союз присоединился к этой программе, а Укрпочта является его членом и было бы хорошо использовать такие возможности

Уже сейчас Укрпочта 43% своего дохода получает от финансовых услуг. Для сравнения - на итальянской почте финансовые услуги составляют 80% дохода, в других странах - 50-60%. Наша цель - не кредитовать. А предоставлять только базовые услуги: переводы, счета, оплата коммунальных платежей, депозиты, чтобы люди могли хранить деньги. Эти средства начнут работать на экономику Украины. Уровень доверия к Укрпочте выше, чем к банковским учреждениям. И мы должны это использовать.

Для этого предлагаем внести изменения в закон "О почтовой связи". Это позволит Укрпочте вести текущие и депозитные счета, делать платежи. Все очень просто, понятно, прозрачно. Не нужны какие-то дополнительные административные расходы, капитал. Потому что мы не будем кредитовать. Более того, все деньги, которые привлечем, мы готовы размещать в Нацбанке. Чтобы они работали на экономику. И чтобы все были спокойны, что деньги будут сохранены.

Автор: Тарас Подолян
  Игорь Смелянский: "Бывшие руководители имели персональных водителей, квартиры. Некоторые получали беспроцентные займы в гривне на 15 лет"
Игорь Смелянский: "Бывшие руководители имели персональных водителей, квартиры. Некоторые получали беспроцентные займы в гривне на 15 лет"

Укрпочта станет конкурентом Ощадбанка?

- На 65% территории Украины мы будем конкурировать только с деньгами "под матрасом". В крупных городах - со всеми финансовыми учреждениями. Но мы уже сегодня конкурируем с Ощадбанком за коммунальные платежи. Сейчас отличие - в том, что он ведет счета клиентов, а у нас нет такой возможности.

В 2015-м компания получила 53 млн. грн прибыли. Это назвали лучшим результатом работы предприятия за последние годы. Действительно ли это был хороший результат?

- Мы также можем показать прибыль. Более 53 миллионов получится. Но когда такое ужасное состояние инфраструктуры, то прибыль не является показателем успешности предприятия. Лучше показать ноль и купить компьютеры на отделение или машины для перевозки почты.

Кроме того, эта прибыль формировалась методами, которые приводили к еще большему упадку предприятия. Например, чтобы показывать прибыль, значительное количество сотрудников Укрпочты за последние годы перевели на неполную занятость. В эквиваленте полной рабочей занятости - тоесть то, сколько часов отрабатывают все наши сотрудники, - она сократилась с 70 до 51 тысячи человек. Это огромные цифры. Если бы сегодня Укрпочта выполняла все свои обязательства в срок, а все сотрудники работали полный день, то убытки компании в 2015 году составили бы около 400 миллионов гривен.

Где Укрпочта является монополистом?

- По закону, госпредприятие имеет монополию на доставку конвертов. Но реально существует много "серых" компаний, которые доставляют их. В некоторых регионах мы даже проиграем тендеры в государственных учреждениях. Как можно проводить тендер, если по закону есть одна компания, которая может их доставлять. Кто эти конверты разносит? Наши почтальоны. Частная компания выигрывает тендер, берет наличные, доставляет корреспонденцию на участки. А дальше "вбрасывает" эти конверты нашим почтальонам и они их разносят. Некоторые банки платят почтальонам, чтобы они уговаривали пенсионеров переходить к ним на обслуживание. По 30-100 гривен за клиента. На наших почтальонах зарабатывают все, кроме Укрпочты. Кредиты выдают через них, особенно в сёлах, потому что почтальон знает всех.

Надо увеличивать почтальонам зарплату. Это планируется в следующем году?

- С января в государстве вырастет минимальная зарплата до 3200 гривен. Но одним повышением зарплат ничего не решим. Я за то, чтобы была индивидуальная система оплаты труда. А эти последствия Советского Союза, когда все получают одинаковую зарплату, премии - это уже не работает. Один оператор обслуживает 100 клиентов в день, другой - 20. Их труд должен оплачиваться по-разному. Поэтому будет меняться система мотивации и начисления зарплаты. Потому что сейчас более качественные работники покидают компанию. Разговаривал с представителем одной из компаний, которая работает на e-commerce рынке. Он рассказал, что у них есть сортировщица, которая зарабатывает 18 тысяч гривен. И на том же конвейере работает другой работник, зарабатывает 8 тысяч гривен. Все люди разные. Я за то, чтобы создать систему мотивации. Мы должны поощрять людей, которые работают больше, лучше и оказывают лучший сервис.

Качество обслуживания также должно влиять на зарплату. Один грубый ответ и мы теряем 10 клиентов. Поэтому, если за месяц получаем несколько жалоб на конкретное отделение, все работники теряют премию. Тогда будет качество обслуживания. И сами сотрудники отделения будут контролировать коллег, из-за которых остались без премии.

После назначения Вы говорили, что первоочередная задача - избавиться от очередей в отделениях. Удалось улучшить обслуживание?

- Иногда очереди создаются искусственно. Например, в Киеве действует такое правило: если платите за коммунальные услуги с 10 по 20 число, имеете скидку 10%. Поэтому в этот период в отделениях огромные очереди. Почему такая скидка, почему именно на эти числа? Есть компания-поставщик услуг, которая диктует условия. И мы ничего не можем сделать. Это не нормально, когда загружаем офисы 10 дней в месяц. А потом клиентов значительно меньше.

Будем делать большие инвестиции в IТ-инфраструктуру, чтобы не оформлять счета на бумаге, а проводить безналичные расчеты через компьютеры. Менять сайт, через который можно будет оплачивать счета. В планах также запуск мобильного приложения. Это значительно снизит время, которое клиент будет тратить, чтобы получить услугу.

Будем менять формат офисов. Работаем над тем, как развести потоки. Тщательно подходить к изменениям, чтобы сохранить нынешних клиентов и привлечь новых. Укрпочта - более сложная компания, чем конкуренты - банки, транспортные компании. Нам нужно разработать формат отделения, который будет комфортным для различных групп клиентов - и молодёжи, и пожилых людей.

Конкуренты будут инвестировать в сеть поштоматов. Рассматривает ли это Укрпочта для городских отделений?

- Сейчас изучаем абсолютно все опции по улучшению эффективности работы. Но не думаю, что для Укрпочты это приоритет. Лучше сделать 3-4 отделения в городе, которые будут работать круглосуточно. Укрпочта имеет такое отделение на железнодорожном вокзале в Киеве, куда ночью приходит много людей отправлять письма. В частности, юристы. В таких отделениях можно будет и посылку получить или отправить в удобное время.

Если Укрпочта запустит предоставление финуслуг, рано или поздно столкнется с кадровым голодом. Как будете этот вопрос решать?

- Многие банки обанкротились в последнее время. Поэтому считаю, что не проблема найти людей, которые знают, как работать в этой сфере.

Кадровые резервы есть в самой Укрпочте?

- Конечно. Не открою большой секрет, что руководители этого госпредприятия менялись часто. И некоторые качественные работники, чтобы их не "снесло волной", перешли на более низкие должности, потому что хотели остаться в компании. Поэтому сейчас наша задача - найти этих людей. И мы уже находим их. В некоторых случаях имеем очень хороших сотрудников, которые занимаются не своей работой. Есть технари, инженеры, знающие процессы. А их кто-то поставил на продажи. Конечно, они имеют плохие показатели в продажах, так как не знают, как это делать. Когда мы этого человека ставим на операционную деятельность, во-первых моральное состояние улучшается. Во-вторых, процессы становятся лучше. Потому что это человек с опытом, который работает на своем месте.

К сожалению, последние 5-10 лет компания не развивалась. А только уменьшалась, чтобы сохранять формальную доходность. Чтобы вывести Укрпочту из кризиса, нужны как инвестиции в людей, так и привлечение специалистов с рынка. Новые должности тоже придется создавать, потому что их не было до сих пор в компании. Например, управление недвижимостью. У нас 1,3 миллиона квадратных метров недвижимости. Но именно функции управления, а не "освоения" средств на ремонтах, не было.

Автор: Тарас Подолян
  Игорь Смелянский: "Укрпочте надо научиться работать с клиентами, адекватно реагировать на жалобы"
Игорь Смелянский: "Укрпочте надо научиться работать с клиентами, адекватно реагировать на жалобы"

То есть сокращений работников не будет?

- Я говорил об оптимизации административного аппарата компании. Некоторые должности сокращаем, некоторые создаем с нуля. Состав компании будет меняться. Будет создана служба мониторинга качества, соцсетей. Сейчас мне жалобы пишут в соцсетях. Укрпочте надо научиться работать с клиентами, адекватно реагировать на жалобы. Вот попросили разобраться, почему посылка пропала. Получил ответ от коллег: посылка пропала в соответствии с законодательством. Нужно извиниться перед клиентом, научиться работать с людьми, а не писать бессмысленные отписки. Может, дать какой-то сертификат на бесплатную доставку. Другими методами мы не добьемся качества обслуживания. Работники, которые непосредственно общаются с клиентами, должны пройти обучение.

Работники обсуждают вашу зарплату. Они считают ее справедливой?

Разные вещи говорят. Я единственный руководитель государственного предприятия, который до 1 ноября заполнил электронную декларацию. Хотя не должен был ее заполнять. Все могут увидеть, сколько я зарабатывал до назначения гендиректором Укрпочты и сколько зарабатываю сейчас. Раньше больше зарабатывал. Сейчас имею 333 тысячи гривен зарплаты. Но я могу объяснить каждую гривну и доллар, которые есть на счетах.

Сколько стоили Укрпочте дешевые работники мы уже знаем. Во-первых, были "откаты" по контрактам. Они значительно больше, чем моя зарплата. Благодаря тому, что мы ликвидировали всевозможные коррупционные схемы, новая команда сэкономила для Укпрочты уже больше, чем ее зарплаты на год вперед. Только на закупках мы получили экономию 50 миллионов гривен.

Руководитель филиала банка в регионе получает до 100 тысяч гривен. У некоторых наших конкурентов - 50-70 тысяч. Руководитель региональной дирекции Укрпочты - 9 тысяч. Кто-то может объяснить, почему человек, который может получать 100 тысяч, пришёл на 9 тысяч? Эта дискуссия имеет очень простой ответ. И на нее пора перестать закрывать глаза. Я за то, чтобы зарплата была привязана к результатам работы. Люди, которые управляют предприятием, управляют большими деньгами. И для того, чтобы у них не было соблазна часть из этих средств присваивать, они должны получать достойную зарплату. Мировой опыт, да и огромный печальный опыт Украины, показывает, что это - гораздо выгоднее, чем платить низкие зарплаты и тем самым кормить коррупцию.

Во-вторых, даже если смотреть чисто формально, то базовая зарплата бывших руководителей Укрпочты иногда составляла лишь 10% от их настоящего дохода. Все имели персональных водителей, квартиры. Некоторые получали беспроцентные займы в гривне на 15 лет. Поэтому если подсчитать все, то зарплаты не очень то и отличаются от моей.

Информация о зарплатах ваших заместителей, которая есть в интернете, правдивая?

- Да. Ошибка этих людей стоит гораздо больше, чем зарплата. Человек, который распоряжается контрактами на миллионы гривен, не может получать 5 тысяч гривен. Я сторонник того, чтобы были нормальные заработные платы, нормальные системы контроля.

Автор: Тарас Подолян
  Игорь Смелянский: "Уровень доверия к Укрпочты выше, чем к банковским  учреждениям. И мы должны это использовать"
Игорь Смелянский: "Уровень доверия к Укрпочты выше, чем к банковским учреждениям. И мы должны это использовать"

Не боитесь, что в регионах работники будут игнорировать ваши инициативы?

- Всегда будут недовольные. Не важно, как работники относятся лично ко мне. Они должны выполнять свои служебные обязанности. И я еще никого не уволил за личное отношение ко мне. Но все должны выполнять мои задания, как руководителя.

Когда я шел на эту работу, понимал что это не популярная должность. Ее можно сделать популярной - раздавать всем деньги, быстрыми темпами доводя Укрпочту к банкротству. Но это не является моей целью. Я хочу превратить Укрпочту на нормальную, качественную компанию. Чтобы люди посмотрели на результаты работы новой команды и сказали - да, стало лучше.

Сейчас вы читаете новость «Один грубый ответ и мы теряем 10 клиентов - гендиректор Укрпочты». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

6

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8642
Голосование На какую помощь от Европы и мира Украине следует рассчитывать после войны?
  • Польша обещает "план Маршалла" – большую программу финансовой поддержки
  • Списание всех долгов по внешним кредитам
  • Все средства от конфискации имущества и ресурсов РФ в мире
  • Помощи не будет. Ограничатся поддержкой беженцев
  • Мне безразлично
Просмотреть