В Украине и мире правоохранители выявляют и замораживают российские активы.
Проблемы возникают на этапе изъятия активов у собственников, говорит министр юстиции Денис Малюська в интервью "РБК-Украина".
Поиск российских активов координирует группа Freeze and Seize. Туда входят представители Еврокомиссии и разных стран. Государства оперативно ищут, блокируют и реагируют на запросы Украины.
"Что касается следующего шага после блокировки активов – их изъятие у собственников, здесь принципиально другая история, потому что юридических инструментов такого изъятия практически не существует. Только если это преступление, предусматривающее наказание в виде конфискации. Тогда европейцам или американцам все понятно. Если же речь идет об изъятии вне приговора – они еще с таким никогда не встречались. Они понимают, что это нужно делать, однако механизмов для этого в большинстве случаев не существует", – рассказал Малюська.
Украина продвигает создание механизмов конфискации российских активов за рубежом. Процесс продолжается "с разной скоростью и успеваемостью".
"Есть закон, который приняла Канада недавно относительно направления на гуманитарные цели средств, которые будут получены в результате изъятия имущества. Они могут пойти и Украине. Другие страны либо выбрали выжидательную позицию, либо на ранних стадиях законопроектной работы", – сказал министр.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Верховная Рада разрешила конфискацию имущества россиян и белорусов
В Украине юристы сфокусировались на перспективном механизме, который может дать быстрый результат. Это изъятие российских золотовалютных резервов. Такой механизм можно запустить за 7-8 месяцев. И это принесет сотни миллиардов долларов.
"Это самая интересная история с точки зрения и суммы, и скорости. Однако опять же нужно согласование западных партнеров на инновационные механизмы, которые мы им предлагаем", – сказал министр.
Механизм изъятия активов трудно внедрить и потому, что на кону очень большая сумма.
"На кону безумные последствия, потому что если это применили бы к России, то это может быть применено и к другим странам, что влечет очень неоднозначные геополитические последствия для многих стран мира и для многих регионов. Поэтому этот процесс медленнее, чем мы того хотели бы", – сообщил Малюска.
В Украине процесс конфискации российских активов не прост, но продолжается.
"И здесь есть несколько ключевых факторов, которые нужно принимать во внимание. Первый фактор – эти средства или активы несоразмерны с тем, что есть на Западе. К тому же активы россиян, которые есть в Украине – это, скорее, не о деньгах, это о недвижимости или бизнесе. И в условиях войны этот бизнес или недвижимость не будет стоить много. То есть это не о срочной, немедленной поддержке экономики государства, как это может быть с золотовалютными резервами в долларах, евро или фунтах, которые находятся на банковских счетах за рубежом. Эта история гораздо более долгоиграющая", – отметил он.
У Украины есть четыре варианта конфискации российских активов. Через суд и путем конфискации в связи с военным положением.
Конфискацию по решению суда использовали против активов нардепа Виктора Медведчука. На его имущество был наложен арест в рамках уголовного производства. Его передали в управление Агентства по розыску и управлению активами. Сеть АЗС Glusco передали в управление одной из компаний НАК "Нефтегаз"
Комментарии