Литва сделала шаг к энергетической независимости от России: она установила плавучий терминал для перегрузки сжиженного природного газа. Как заявила президент страны Даля Грибаускайте, это гигантское судно станет гарантом энергетической свободы всех трех государств Балтии.
В литовском порту Клайпеда на Балтийском море торжественно пришвартовалось почти 300-метровое судно. И это не просто судно - это плавучий терминал для сжиженного газа с названием "Independence", то есть "Независимость", пишет "Радио Свобода".
Как заявила после торжественной церемонии президент Литвы Даля Грибаускайте, этот проект не только энергетический, но и геополитический: он будет гарантировать свободу будущего Литвы, которая сможет сама выбирать, где и по какой цене покупать газ.
Кроме того, этот терминал сможет значительно помочь и балтийским соседям Литвы - Латвии и Эстонии, сказала Грибаускайте на пресс-конференции: "Оба наши соседи уже сегодня могут положиться на наш терминал. С его помощью мы сможем перекрыть почти 90 процентов всех энергетических потребностей трех стран Балтии". По ее словам, теперь главное - обеспечить связь газопроводов между тремя странами.
Грибаускайте подчеркнула, что через этот терминал Литва сможет покупать сжиженный газ где угодно в мире, где он будет дешевле, особенно учитывая то, что через два - три года Европа начнет получать сланцевый газ из США.
Судно-терминал, таким образом, создаст конкурентное давление на закупки голубого топлива, поставляемого традиционными газопроводами.
Литва сможет и отказаться от "Газпрома"
Сейчас Литва вместе с Латвией и Эстонией полностью зависимы относительно поставок голубого топлива от "Газпрома" из России, к тому же все три страны не имеют газопроводов, которыми они могли бы получать газ из других государств. Но теперь президент Литвы еще раз подчеркнула: "что касается будущих отношений с "Газпромом", то наш терминал может обеспечить полностью все 100 процентов потребностей Литвы или 90 процентов потребностей всех трех стран Балтии. Поэтому если отношения с "Газпромом" нам не будут нравиться, мы можем отказаться от них целиком и полностью".
Литва планирует уже в течение следующего года получить благодаря новому терминалу для начала 540 миллионов кубометров газа из Норвегии как первую альтернативу поставкам из России. После 2015 года терминал должен дать Вильнюсу возможность импортировать до 4 миллиардов кубометров газа в год. Это значительно больше, чем 2,7 миллиарда кубометров, что их Литва закупила в России за прошлый год, и оставит достаточный объем поставки и для ее соседей. Латвия и Эстония уже проявили заинтересованность в использовании нового терминала.
Судно стоимостью в 330 миллионов долларов специально построенное как плавучий терминал для перегрузки сжиженного природного газа, или, по английским сокращением, LNG-терминал. Его построили в Южной Корее норвежский и южнокорейская компании. Литовская компания Klaipėdos nafta, которая является оператором нефтяного терминала клайпедского, арендует это судно у его норвежского владельца Höegh LNG.
Украина запланировала свой терминал давно, и не имеет до сих пор
Украина, для которой уменьшение энергетической зависимости от России тоже очень важно, также планировала создать собственный LNG-терминал под Одессой. Еще при власти Виктора Януковича строительство этого терминала было объявлено национальным проектом.
Но дело остановилось со скандалом, когда после торжественного подписания в конце 2012 года соглашения о сотрудничестве в этом строительстве выяснилось: человек, который подписала его якобы от имени испанской газовой компании, не имел к ней никакого отношения.
Более года назад Янукович снова заговорил о планах относительно газового терминала. По его словам, новые планы тоже предполагали использовать на первом этапе судно-терминал, а уже на втором и строительство наземного терминала. Он высказывал надежду, что смогут начать строительство в середине нынешнего года.
Комментарии
3