Компании Littop Enterprises Limited, Dridgemont Ventures Limited и Bordo Management Limited, зарегистрированные в оффшорной зоне Кипр, которые утверждают, что им принадлежит часть акций ПАО "Укрнафта", заявили о 5 миллиардах долларов убытков, причиненных им Украиной.
Фактически, это реакция на попытки украинского парламента взять под контроль управление и распределение прибыли добывающих компаний, в которых государству принадлежит 50% плюс одна акция, пишет "Зеркало недели".
В частности, это ответ на принятый Верховной Радой 14 января законопроект №1310, которым вносится принципиальная поправка в закон об акционерных обществах, которая позволяет провести собрание акционеров при кворуме 50% плюс одна акция.
Этот документ существенно ограничит с 2016 года миноритарному акционеру "Укртнафти" группе "Приват" олигарха Игоря Коломойского возможность управлять этой компанией по своему усмотрению, пишет издание.
Ранее миноритарные акционеры той же "Укрнафты" успешно блокировали проведение собрания акционеров, пользуясь тем, что для его законного проведения необходим кворум не менее 60% плюс одна акция.
В ПАО "Укрнафта" государству принадлежит 50% плюс одна акция, которыми управляет государственная НАК "Нафтогаз Украины", около 42% - у группы "Приват" Игоря Коломойского; около 8%, как утверждают эти "инвесторы" - Littop Enterprises Limited, Dridgemont Ventures Limited и Bordo Management Limited, принадлежащих трем иностранным компаниям, зарегистрированным на Кипре.
Как отмечает издание, именно эти кипрские инвесторы 31 декабря 2014 года направили министру энергетики и угольной промышленности Украины Владимиру Демчишину письменное уведомление о намерении решить, по их утверждению, многолетний спор между ними, "инвесторами" и государством Украина и всеми ее государственными структурами".
Фактически многолетняя проблема государственного управления активами, операционной деятельностью и распределением прибыли добывающей компании "Укрнафта" связана с такими требованиями госорганов к ПАО:
- поставлять весь природный газ, добываемый "Укрнафтой", как и другими госкомпаниями, в Украине для обеспечения потребностей в газе населения по тарифу, установленному национальным регулятором (прежде всего - НКРЭ), который всегда устанавливался ниже предельной цены газа, устанавливаемой для промышленных потребителей;
- распределить и выплатить дивиденды (в бюджет Украины 2015 года уже внесены как доходы дивиденды от деятельности "Укрнафты" в 2011-2013 годах в объеме около 2 млрд грн);
- требованием Госфискальной службы выплатить в бюджет Украины повышенные рентные платежи за добычу природного газа и нефти за вторую половину 2014 года, на сумму около 3 млрд грн.
Инвесторы считают, что в данном случае Украина осуществляет сознательные действия, с одной стороны, блокируя возможность "Укрнафты" распоряжаться своими ресурсами, а с другой, - применяя дополнительные санкции с помощью подконтрольной Кабмину фискальной службы.
Они заявляют, что своими действиями Украина нарушила обязательства по Договору об Энергетической Хартии и нанесла инвесторам и "Укрнафте" убытки, которые превышают 5 млрд. долл., и требуют компенсации этих убытков, а также гарантий того, что Украина в дальнейшем будет выполнять свои обязательства.
Компании-инвесторы, предлагают "мирное решение конфликта в ходе встречи с представителями Украины". В противном случае, сообщают кипрские инвесторы Демчишину, "если этот спор не может быть урегулирован в течение трех месяцев с даты этого письма, инвесторы намерены представить этот спор в международный арбитраж".
Напомним, что в процессе принятия Госбюджета-2015 Верховной Раде не удалось принять постановление, предусматривающее денонсацию соглашения с Кипром об избежании двойного налогообложения. Таким образом, компании, зарегистрированные в оффшорной зоне Кипра, как и раньше, могут не платить налоги в Украине.
Кипрские компании копию этого письма направили президенту Украины Петру Порошенко, премьер-министру Арсению Яценюку, министру юстиции Павлу Петренко, главе МИД Украины Павлу Климкину, а также председателю правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрею Коболеву.
Комментарии