"Украине нужен новый налоговый кодекс. Тот, что сегодня существует, приняли в 2011 году. Ежегодно его меняют, дополняют. Создается впечатление, что уже сами налоговики не понимают существующий налоговый кодекс", - рассказал Gazeta.ua президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе.
Активно обсуждают замену налога на прибыль налогом на выведеный капитал. Международный валютный фонд против. Мол, уменьшатся поступления в бюджет. Президент и премьер тоже говорят, что это не актуально.
Есть статистика, что налог на прибыль в Украине платят 198 компаний. Все остальные пытаются как-то обойти его. Председатель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина давала такую статистику: в 2016 году задекларировали налога на прибыль 10 милиардов гривен. Оплатили – пять миллиардов. В тот же год по Киеву компании задекларировали налог на прибыль два миллиарда, а оплатили - один.
Что означает замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал? Во-первых, будет упрощена система учета документов. Во-вторых, получил прибыль, реинвестировал в производство - не платиш налог. Выводишь капитал - платиш.
Если прямо сейчас объявить нулевое декларирование или принять новый налоговый кодекс - ничего не получится. В Украине необходимо проводить системные изменения
Власть осторожно относится к этому налогу, поскольку уменьшатся поступления в бюджет. Но это только в первый год. Затем ситуация изменится. В Грузии, например, налог на выведеный капитал работает год. И уже есть рост бюджета. Последняя цифра, которая звучала со стороны министерства финансов – 40 миллиардов гривен недополучит бюджет. Думаю, что это неправильные расчеты. Цифры скорее будет вдвое меньше. Но это тоже большие деньги. Найти компенсаторы возможно. В частности, благодаря большой приватизации, которая должна начаться в этом году. Президент подписал соответствующий указ. Если правильно считать все, то компенсаторы можно найти.
Хорошо, если закон о налоге на выведеный капитал будет принят на этой сессии. Чтобы у бизнеса было время подготовиться. И понять как работать, например, с 1 января 2019 года. Не стоит принимать такие изменения в конце года. Власти тоже нужно время, чтобы подготовиться и посчитать все.
Многие говорят об амнистии капитала, нулевой декларации. Это нужно?
Мы ездили по стране с проектом нового либерального налогового кодекса. Провели 19 круглых столов в 17 областях. На всех встречах я поднимал этот вопрос. Чтобы вместе с вступлением в действие нового налогового кодекса принять нулевое декларирование. Дать возможность украинцам задекларировать все, что имеют. И государство признает, что человек заработал все честно. 12 марта на встрече с представителями бизнеса президент Петр Порошенко сказал, что какой-то процент таки надо будет заплатить. Но я считаю, что не стоит требовать никаких процентов. Учитывая положение в стране. Говорят, что на руках у населения сейчас находится от 60 до 100 миллиардов долларов. То есть эти деньги находятся в "тени". И их можно привлечь в экономику.
Как эти деньги можно извлечь из "тени"?
Если прямо сейчас объявить нулевое декларирование без уплаты процентов или принять новый налоговый кодекс - ничего не получится. В Украине необходимо проводить системные изменения. Навести порядок в банковской сфере. Президент подписал закон о полном гарантирования возврата средств из государственных банков. Это хороший шаг, но его недостаточно, чтобы оздоровить банковский сектор. Следующий шаг надо делать и для коммерческих банков. Сейчас положил миллион, а в случае банкротства получишь только 200 тысяч гривен. Нормальный человек понесет деньги на депозит? Нужны гарантии возврата средств.
Сейчас положил миллион, а в случае банкротства получишь только 200 тысяч гривен. Нормальный человек понесет деньги на депозит?
Комплексный подход поможет вывести экономику из "тени": принятие либерального налогового кодекса, закона о нулевом декларировании, банковском секторе. "Тень" есть и в развитых странах. Но какой ее процент? Два года назад министр экономики Абромавичус говорил о 65% экономики в "тени". Через полтора года уже новый министр называл цифру 35%. Получается - 30% бизнесменов вышли из "тени". Два года назад во время форума бывший президент Виктор Ющенко сказал, что 10% вывода экономики из "тени" - это плюс в бюджет 180 миллиардов гривен. Почему тогда в стране есть проблемы с деньгами?
В проекте либерального налогового кодекса, который разработала ассоциация, предлагаете сократить количество налогов с 13 до 9. Что это за налоги?
Есть и более радикальные предложения по сокращению налогов. Мы предлагаем оставить пять общегосударственных и четыре местных. Первые это: налог на выведенный капитал, налог на добавленную стоимость (НДС), доходы физических лиц, акцизный налог, за использование природных ресурсов. Местные: налог на недвижимость, землю, сельскохозяйственный, физических лиц-предпринимателей и юридических лиц со статусом микробизнеса и малого бизнеса.
Также предлагаем объединить два существующих налога в один - единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц. Сегодня вместе они составляют 41%. Предлагаем объединенный налог установить на уровне 32%. И за три года постепенно уменьшить его до 20%. Убежден, что такой подход почти на 90% выведет зарплаты из конвертов. Также благодаря этому можно будет ежегодно увеличивать зарплаты.
Правительство сейчас поднимает минималку, не уменшая налогов.
Это проблема, нет системного подхода. Когда в прошлом году выросла минималка, начали закрываться ФОПы. Часть из них существовала только на бумаге. Но были и такие, которые действительно не могли платить повышенную зарплату. Что сделала часть предпринимателей? Они начали переводить работников на полставки, не оформляют официально на работу. Что-то придумывают, чтобы только не платить повышенную минимальную зарплату. Государство не создает благоприятных условий для ведения честного бизнеса.
В фискальной службе неоднократно заявляли о необходимости отказа от упрощенной системы налогообложения и постепенном переводе предпринимателей на общую систему. Ваше мнение - стоит отказаться от упрощенной системы?
Я против упрощенной системы. Давайте вспомним, когда она была принята. Это был конец 1990-х и начало 2000-х. Когда государство не могло создавать рабочие места, дать возможность людям зарабатывать. Тогда хватило ума, чтобы принять законодательство и упростить систему. Чтобы простые граждане могли делать небольшой бизнес, развиваться и зарабатывать. Но через некоторое время крупный бизнес начал злоупотреблять упрощенной системой.
Министр финансов говорит - я либерал. Но, как ответственный за доходную часть бюджета, не могу пойти на уменьшение налогов
Ми предлагаем новый взгляд на малый бизнес. Его следует разделить на две категории. Четко прописать кто должен заниматься микробизнесом. Например, обороты первой категории - это два миллиона гривен. Эти люди будут платить фиксированную ставку налога - 500 гривен в месяц. Государство не будет настаивать, чтобы они устанавливали кассовые аппараты. По нашим расчетам, таких самозанятых людей будет не менее 5 миллионов. С одной стороны это поступления в бюджет, с другой - в стране появится пласт малого и среднего класса. И через некоторое время политики на выборах уже не смогут покупать голоса. Потому что это уже будут самодостаточные люди.
Украине стоит копировать европейскую налоговую систему?
В прошлом году на втором бизнес-форуме Ukraine Level Up мы пригласили коллег из Европы. Они говорили - не надо копировать европейскую налоговую систему. В том числе Германию. Украине нужны низкие налоги. Это будет способствовать росту экономики.
За 26 лет независимости из Украины было выведено 168 миллиардов долларов. Если бы эти деньги оставались, то она была бы совсем другим государством, с другими возможностями. Тогда Путин 10 раз подумал - стоит идти войной на соседа или нет?
Допустим сейчас принимают новый налоговый кодекс, который вступает в действие с 1 января 2019 года. Объявляют вместе с этим нулевое декларирование. Принимают закон о банковском секторе. Деньги, которые есть у населения, идут в банки. Проценты на кредиты станут ниже. Государство делает первый шаг навстречу бизнесу. Подчеркивает - что изменений законодательства, проверок не будет три года. Мы вам доверяем. Все компании регистрируем как честные, прозрачные. И работаем. Вместе с этим должна заработать аналитическая служба. По разному ее можно называть - служба финансовых расследований, бюро финансовой безопасности Украины. Одна единственная служба, которая будет заниматься правонарушениями в экономике. Потому что уклонения всегда будут. Таким образом восстановится доверие бизнеса к власти.
Я убежден, если бы эти вещи сделали три года назад, сегодня это была бы другая страна. А если бы еще раньше провели налоговую реформу, то не было бы ни Крыму, ни Донбасса. Некоторые аналитики говорят, что за 26 лет независимости из Украины было выведено 168 миллиардов долларов. Если бы эти деньги оставались, то она была бы совсем другим государством, с другими возможностями. Тогда Путин 10 раз подумал - стоит идти войной на соседа или нет?
В самой стране есть сопротивление к изменению налогового законодательства?
Министр финансов говорит - я либерал. Но, как ответственный за доходную часть бюджета, не могу сейчас пойти на уменьшение налогов.
Я думаю, что политикам не стоит думать о сегодняшнем дне. Вспомним успехи других стран. Например, Ли Куан Ю в Сингапуре, Шарля де Голля во Франции - они думали не о состоянии страны сегодня. А что будет через несколько лет. И принимали решение, чтобы их страна стала сильнее.
Поэтому аргументы, если мы сейчас уменьшим налоги, то получим меньше доходов - звучат странно. В Украине есть четыре тысячи государственных компаний, которые должны зарабатывать. Они получают дотации от государства. Это абсолютный нонсенс. Вместо того, чтобы эти деньги пошли на качественные дороги, образование, медицину, оборону, их тратят на содержание государственных компаний.
Когда в прошлом году выросла минималка, начали закрываться ФОПы. Часть из них существовала только на бумаге. Но были и такие, которые действительно не могли платить повышенную зарплату
Дважды премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс рассказывал, как изменили ситуацию с зависимостью от российского газа. Они решили построить LPG-терминал. Но это очень дорого стоит – 1,2 миллиарда доларов. Обратились в ЕС, там сказали что готовы предоставить деньги. Надо, чтобы проект был международным - хотя бы на три страны. В Литве поняли, что выделение средств затянется, будут долго думать. И небольшая страна сама нашла деньги, построила терминал. После этого сделали его практически международным, объединили трубами с Эстонией, Латвией. Тогда обратились к ЕС. Сказали - мы терминал построили, верните нам часть денег. Потому что он уже международный. В Литве думали о будущем. В Украине не один год говорят о том, что должны построить такой же терминал. Неужели так трудно найти миллиард долларов?
Недавно узнал, что по поручению премьера создана комиссия по защите бизнеса. Но 3,5 года назад в стране создали должность бизнес-омбудсмена. Пригласили высокого ранга специалиста из Литвы - господина Шемету. Что это за должность? Этот специалист защищает интересы бизнеса. Зачем тогда создавать еще какие-то комиссии? А через год еще одну создадут по защите уже этой комиссии? Надо принимать новые правила игры - прозрачный, честный, понятный налоговый кодекс, который будет воспринят бизнесом. Когда повышали минимальную заработную плату, меняли каждый раз налоговое законодательство знаете, что говорили - сначала бизнесмены получили шок. Потом сели, подумали - договоримся. Так не должно быть, чтобы договариваться с кем-то.
Что такое в понимании развитых стран налоговая система? Нобелевские лауреаты разработали критерии. Один из них - гибкость. Меняется ситуация в экономике, стране - налоговая система должна подстроиться.
Хочется спросить чиновников - если не будет бизнеса, где вы будете брать налоги, деньги на пенсии? Как будете кормить армию?
Кредит у Международного валютного фонда еще один возьмут.
Кредит важен, так как на это смотрят другие финансовые организации. Это взаимосвязанные вещи. МВФ дает деньги, ему доверяют крупные компании. Они спокойно относятся к таким странам, как Украина. Но этого недостаточно. С другой стороны - если мы принимаем решение о том, чтобы дать возможность развиваться украинскому бизнесу, то через некоторое время не потребуются кредиты. Фонд - это не благотворительная организация. Кредиты надо возвращать. МВФ для Украины могут стать ее граждане.
План Маршалла, о котором сейчас много говорят, на мой взгляд тоже не нужен. Украина не находится в таком состоянии, как Германия после войны. Я убежден, что план Маршалла - внутри страны.
Когда говорят, что невозможно чтобы украинская земля была товаром, сразу вспоминаю детство. Открывал учебник по истории. Там были нарисованы толстые капиталисты. Говорили - они придут, народное добро заберут. Ситуация сейчас - один в один. Разве земля в Украине сегодня не продается? Продается, но государство ничего не получает из этого. Находятся другие схемы. Когда говорят о такой большой любви к украинской земле, почему не бьют по рукам тех, кто срезает плодородные земли и вывозит? Земля должна быть товаром. И это даст возможность прийти крупным мировым игрокам с большими инвестициями. Конечно, надо правильно условия для них расписать.
Разве земля в Украине сегодня не продается? Продается, но государство ничего не получает из этого. Находятся другие схемы. Когда говорят о такой большой любви к украинской земле, почему не бьют по рукам тех, кто срезает плодородные земли и вывозит? Земля должна быть товаром.
Почему в Украину не идут инвесторы?
Многие говорят об украинских айтишниках, которые стали известными во всем мире. Представьте ситуацию, пришел такой специалист к Биллу Гейтсу. Спросил - у вас работают украинцы, они умные. Может инвестируете в Украину? Он соберет своих советников. Расскажите, что за страна? Какие там законы, как все работает, как я смогу вывести дивиденды? Ему скажут: дивиденды не сможешь вывести, надо схемы рисовать. После этого он захочет инвестировать? А когда потенциальный инвестор услышит, что власть приняла либеральный налоговый кодекс, объявили нулевое декларирование - это значит, что деньги населения пойдут в банки и из "тени" выйдут. Есть налог на выведенный капитал. Есть судебная система, которая защищает собственность. Инвестора не будет тогда пугать война на Донбассе. От Киева до линии соприкосновения более 800 километров. А от Тбилиси до того места, где остановились российские танки - 35. В любое время они могли дойти до столицы за два часа. Но в 2008 году, через несколько месяцев после войны, в Грузию пришли четыре миллиарда долларов прямых инвестиций. Потому что есть понятные правила игры для инвесторов.
Когда инвестор приходит и ему говорят: строй отель на берегу моря. Мы тебе бесплатно даем земельный участок, коммуникации сделаем. Вы подключаетесь бесплатно. Более того, если строите большой отель - получите бесплатную лицензию на казино. Она, кстати, стоит 2,5 миллиона долларов. И инвестор придет. А в Украине сейчас - заплати, чтобы присоединиться к комуникациям, чтобы дали лицензию, казино запрещены.
К сожалению, в Украине нет такой ситуации, как была в Словакии. Нынешний советник премьер-министра Украины, министр финансов Словакии Иван Миклош недавно рассказывал, как проводил реформы: разработали 209 законопроектов и принесли в парламент. 208 из них депутаты сразу утвердили. И так же было в Грузии. Парламент утвердил все сразу, чтобы провести изменения. Если бы подобная ситуация была в Украине, за 2-3 года увидели бы положительный результат.
Возможно, после выборов будет политическая воля?
Будет, но мы потеряем время. Все переносится на 2020 год.
Уже наступил критический момент для перемен?
Уверен, что да. Два года назад над нами смеялись, когда говорили о либеральном налоговым кодексе. Год назад начали слушать. А сейчас уже спрашивают: что вы предлагаете, давайте делать.
Вы предлагаете мораторий на изменение законодательства, проверки бизнеса на 3 года. Этого достаточно?
По этому поводу постоянно возникают дискуссии. Бизнес предлагает - 5 лет. Но пришли к выводу, что это много. Сейчас все меняется очень быстро. 5 лет - большой срок. Думаю, три года моратория на изменения законодательства и проверки бизнеса в итоге дадут весомый положительный результат для экономики страны.
Три года моратория на изменения законодательства и проверки бизнеса в итоге дадут весомый положительный результат для экономики страны.
Нардепы предлагают уменьшить НДС с 20% до 16%.
Не думаю что это убедит бизнес и общество. Например, уменьшили налог на доходы физических лиц и единый социальный налог с 56% до 41%. Говорили, что это поможет вывести из "тени" зарплаты. Вывели? Нет. Отдельные изменения не дают результата.
В Украине есть проблема двойного налогообложения. Люди платят налог с зарплат, депозитов, покупок. Как решить эту проблему?
Эта проблема появилась после введения упрощенной системы налогообложения. Вспомните, что говорили о ней до введения - зарплату давали сахаром, шинами и чайниками. О чем говорили люди - где взяли живые деньги? А упрощенная система дала возможность зарабатывать на себя.
Если будут системные изменения - через год они дадут результат. Да, люди будут выезжать из Украины и это не остановить. Потому что это естественный процесс. Почему украинцы поехали в Польшу? Потому что дома нет возможности заработать и честно вести бизнес. Во-вторых - там освободились рабочие места. Поляки поехали в Великобританию. Потому что они как и украинцы, были недовольны собственной страной.
Почему реформы, которые уже начали, не дают результата?
Хорошая реформа патрульной полиции. Но невозможно это качественно сделать, если не будет реформирована судебная система. Должен быть комплексный подход. Мы все помним историю с пьяным водителем, в которого во время погони стрелял патрульный полицейский. Затем его таскали по судам. Вместо того, чтобы отстаивать позиции новой службы, люди гнобили ее работников. Что должен делать полицейский, когда видит нарушителя, на черной машине с затемненными окнами? И она не останавливается. Я думаю, стрелять. Патрульные тогда так и сделали. А теперь сидят под домашним арестом.
Что такое в понимании развитых стран налоговая система? Нобелевские лауреаты разработали критерии. Один из них - гибкость. Меняется ситуация в экономике, стране - налоговая система должна подстроиться
Другой полицейский теперь подумает, когда такая ситуация повторится - стрелять или нет? А когда он начинает думать, тогда уже стреляют в полицейского. Почему в Великобритании или США прикоснуться к полицейского нельзя. А в Украине - можно.
Больше скажу - приобрели им 2000 новых автомобилей, экипировку. Так купите же еще 2000 терминалов! Чтобы полицейский остановил и на месте мог выписать квитанцию за 3 минуты. А не 40 минут составлять протокол.
Говорят, не надо брать за пример Грузию. Грузинский коп, когда вас останавливает, достает из кармана терминал. Меня несколько дней назад остановили в Киеве и оштрафовали. Ждал 45 минут пока писали протокол.
Украинцы долго запрягают, но потом очень быстро едут.
Говорят, украинцы долго запрягают, но потом очень быстро едут. Уже четыре года запрягаем. Надо ехать и очень быстро. Чем похожи украинцы и грузины - хотим все и сейчас. А для системных изменений нужно время и команда. Если сейчас их не начать делать, Украине угрожает экономическая катастрофа.
Комментарии
2