Ексклюзивы
четверг, 26 марта 2020 18:43

Эксперты рассказали, почему сети АТБ, "Сильпо", Billa и "Эко-Маркет" повышают цены
9

Автор: delo.ua
 

Крупный национальный сетевой ритейл пытается противостоять росту цен поставщиков и производителей. Как пишут СМИ, крупнейшие сетевые операторы "Сильпо" группы Fozzi, Billa, "Эко-Маркет" и другие магазины "шаговой доступности" начали повышать цены на некоторые группы товаров.

Автор: delo.ua
 

Самый незначительный рост на некоторые позиции в сравнении с другими участниками рынка - в сети АТБ, которая ранее увеличила товарные запасы на своих складах и в распределительных центрах. Сети удается сохранить стабильные цены на все товарные позиции, за исключением овощей, фруктов и некоторых круп.

Автор: delo.ua
 

"Крупные ритейлеры пытаются пояснить ситуацию: ажиотажный спрос подталкивает поставщиков к повышению цен, к тому же у многих их них в связи с введением карантинных ограничений и "валютных качелей" также изменилась себестоимость. Кроме того, национальный карантин совпал с традиционным сезонным ростом цен на некоторые группы товаров, а ажиотаж лишь ускорил рост цен. Еще хуже ситуация в сегменте круп: многие из них Украина импортирует, а страны - торговые партнеры на период пандемии ограничили экспорт, чтобы защитить от дефицита собственный рынок", — пояснили авторы материала.

На фоне повышения цен представители государства пытаются оказывать давление непосредственно на торговые сети. Но опрошенные редакцией эксперты обратили внимание, что организованная сетевая розница работает с фиксированной наценкой. Это означает, что влияние на стоимость товаров на полке оказывают именно поставщики и производители.

Автор: delo.ua
 

"То, что мы наблюдали в последнее время, это увеличивался резко спрос на большую часть продовольственной группы товаров. Когда увеличивается спрос, а предложение растет неадекватно увеличению спроса, всегда растет цена. Поэтому, все, что мы видим, это рыночный механизм отрегулировал увеличение цены", — пояснил Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера и советник президента Украины. Эксперт добавил, что за резким ростом спроса просто не поспели производство и логистика, что и стало причиной роста цен.

Руководитель сети АТБ Борис Марков рассказал, что дефицита товаров нет, а их появление на полках супермаркетов — лишь вопрос времени, которое требуется на логистику от производителя до полки.

Автор: delo.ua
 

"Основного товара хватает, и ситуация с его доступностью улучшается. Мы заканчиваем наполнение складов и восстановление запасов магазинов, которые "вымылись" в результате ажиотажного спроса на прошлой неделе. Предпосылок и рисков для формирования дефицита товаров в Украине мы не видим. Возможно, "выпадение" некоторых групп из-за созданного ажиотажа, но в течение одного-двух дней мы готовы закрыть потребности населения страны в продуктах и товарах социальной категории", — рассказал представитель сети АТБ.

Автор: delo.ua
 

Но именно сетевой организованный ритейл, как отмечают авторы публикации, стал первой мишенью для недовольства потребителей и даже обвинений со стороны власти в повышении цен. Хотя общеизвестно, что крупные операторы розничного рынка при любой экономической погоде работают с фиксированными надбавками к закупочной цене, которые покрывают их операционные издержки.

Автор: delo.ua
 

Помимо этого, именно организованная сетевая розница приняла на себя основной потребительский удар после введения карантина, когда были закрыты рынки, удовлетворяющие значительную долю спроса на продукты питания и товары повседневного спроса.

Опрошенные редакцией эксперты предостерегли представителей экономических властей от соблазна оказать давление на сетевые супермаркеты, поскольку ситуацию с ценами это вряд ли изменит. А вместо этого производители откажутся поставлять свой товар под угрозой санкционного давления со стороны государства, а полки супермаркетов окажутся пустыми — тогда потребительский продовольственный рынок постигнет реальный коллапс.

Автор: delo.ua
 

"Ритейл выступает посредником между производителем и потребителем, — подчеркивает Виталий Шапран, один из самых авторитетных украинских экономических аналитиков, член Совета Национального банка Украины. — Ритейл зарабатывает на разнице между ценой покупки и продажи товара, поэтому обвинять посредника в повышении цен не очень рационально. Наибольшее влияние оказывают на цены поставщики продуктов питания. Потому что они находятся под действием рыночного закона спроса и предложения. В Украине действует рыночная система, при которой цены не устанавливаются государством, а регулируются рынком. И когда граждане сметают с полок гречку, картофель и другие товары, которых на складах становится мало, то поставщики сразу повышают отпускные цены розничным сетям".

"Обвинять торговые сети в росте цен некорректно, — прокомментировал попытки государства вмешиваться в ситуацию политический эксперт Владимир Цыбулько. — Розница предоставляет исключительно услугу продажи товара, традиционно устанавливая свою наценку. Цену формирует поставщик! Постановление Кабмина о проведении ценового аудита социально значимых групп товаров в первую очередь ударит по производителям продукции. Проверять цены в розничных сетях – это самое простое, что может придумать человек с социалистическим мышлением. Кабинет министров играет в регулирование рынка. Причем эти игры опасны, так как играются они не через компенсационные механизмы, а административное насилие. И это, на мой взгляд, может привести к исчезновению с прилавков определенных товарных групп".

Автор: delo.ua
 

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий, напомнил, что Украина стараниями нескольких поколений реформаторов-либералов вошла в пандемический и ценовой кризис с уничтоженной государственной инфраструктурой по контролю и противодействию внешним шокам и вызовам: "Как же все-таки ситуацию с ценами держать под контролем? Напомню, что раньше в Украине существовала Госфининспекция, которая имела полномочия мониторинга цен на социально значимые продукты питания. Но ее ликвидировали вместе с Санэпидемстанцией. Поэтому вопрос введения государственной дисциплины относительно цен - вновь на повестке дня", — отметил эксперт.

Сейчас вы читаете новость «Эксперты рассказали, почему сети АТБ, "Сильпо", Billa и "Эко-Маркет" повышают цены». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8642
Голосование На какую помощь от Европы и мира Украине следует рассчитывать после войны?
  • Польша обещает "план Маршалла" – большую программу финансовой поддержки
  • Списание всех долгов по внешним кредитам
  • Все средства от конфискации имущества и ресурсов РФ в мире
  • Помощи не будет. Ограничатся поддержкой беженцев
  • Мне безразлично
Просмотреть