С началом полномасштабного вторжения российских оккупантов в Украину экономические процессы нашего государства претерпели изменения. Рынки оказались в состоянии ступора, что вполне естественно в форс-мажорной ситуации. Но понимая, что в эти сложные времена нужно поддерживать экономику государства, наполнять бюджет, сотрудники "Украинской энергетической биржи" продолжили свою работу. УЭБ стабильно проводит торги. В том числе и в направлении "необработанная древесина". Как это удалось сделать в военное время? Сложно ли было налаживать рабочий процесс? Какие изменения претерпела биржевая торговля? Об этом в интервью рассказал заместитель генерального директора ООО "Украинская энергетическая биржа" Константин Шевчук.
Рынок древесины стремительно набирал обороты в прошлом году и продолжил этот вектор уже в начале 2022. Но первые недели после вторжения большинство бизнес-процессов в нашей стране останавливались или претерпели стрессовые изменения. Как этот период проходил на "Украинской энергетической бирже"?
Несмотря на все предупреждения, утро 24 февраля стало очень неожиданным и тревожным как для каждого гражданина, так и всей страны. Конечно, экономика любого государства страдает от таких событий. Биржевая торговля является неотъемлемой составляющей экономики Украины. Поэтому в первые дни войны остановились торговые процедуры. Благодаря технологиям и алгоритмам, которые внедрены у нас на предприятии, мы всегда находились на связи и помогали друг другу. И если бы нужно было проводить торги утром 24 февраля, мы бы их успешно провели. Но это было не совсем корректно, поскольку наши клиенты находятся в разных регионах и были в совершенно разных обстоятельствах.
Вы возобновили торги с 12 марта. Когда поняли, что пришло это время?
Наша структура и кадрово, и технически была готова их проводить постоянно. Поскольку процессы на бирже построены с учетом различного типа рисков. Поэтому при принятии решения о возобновлении торгов мы в первую очередь ориентировались на рынок: на государственные лесные хозяйства, которые должны были возобновить заготовку и начать выставлять ресурс на торги. Мы постоянно находились и в контакте с деревообработчиками. Кто-то не останавливал свою деятельность, поскольку ситуация в регионах была и есть очень разная. А кто-то должен был перенастраивать свое производство. Вот так во время дискуссий, в частности, с Гослесагентством, решили, что рынок готов работать и нужно обеспечивать его ресурсом.
К нам обращались с просьбой возобновить торги не только частные предприятия, но и большое количество государственных лесхозов
Не целесообразнее было бы проводить прямую продажу без привлечения биржи, торгов. Хотя бы для экономии времени?
В этом и есть суть биржи: торги практически не влияют на реальный срок всего процесса купли-реализации, отгрузки ресурса. Но торги полностью влияют на эффективность реализации и обеспечение равного доступа для всех желающих. Прямые договоры всегда будут иметь признаки дискриминации, коррупционности и несправедливости. А на конкурентных же биржевых торгах все деревообработчики находятся в равных условиях, несмотря на свое географическое положение, наличие связей с руководителями лесных хозяйств. Представители государственных предприятий уже не имеют возможности подписать договор с одним предпринимателем по определенным условиям, а другому отказать, еще и без объяснения причин. За более чем полгода функционирования рынка древесины, согласно законодательству Украины, к системной работе, механизму электронных биржевых торгов привыкли все. То есть, уже убедились на собственном опыте в преимуществах такого инструмента. Поэтому к нам обращались с просьбой возобновить торги не только частные предприятия, но и большое количество государственных лесхозов. И это все значит, что страна меняется, и уже чиновники хотят работать честно, с использованием рыночных инструментов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сколько Украина потеряет из-за войны: Шмигаль назвал новую гигантскую цифру
Некоторые порталы, в том числе и государственные, просто перестали функционировать, но в то же время наблюдаем, что торги древесиной на УЭБ проводятся регулярно уже с 12 марта. Как вашей организации удалось так быстро снова поставить этот "поезд" на привычный путь?
Мы постоянно инвестировали в стрессоустойчивость нашей структуры. Это инвестирование как в кадровый, так и в технический резервы. Сейчас мы точно понимаем, что это принесло результат. Для нас и работников – это вопрос не только личный, а уже государственный. Наша задача – обеспечить эффективную продажу государственного ресурса по рыночным ценам, обеспечить государство максимальными поступлениями. Март показал, что мы и в такой период работаем эффективно.
Расскажите подробнее о результатах продаж древесины на вашей бирже.
С 12 марта провели всего 193 аукциона, в которых приняли участие более 1000 деревообрабатывающих предприятий. На этих электронных торгах было реализовано более 295 тыс. куб. м ресурса, на общую сумму чуть более 1 млрд грн. То есть благодаря конкуренции на торгах в среднем от 20-30 участников на лот, дополнительно государственные лесхозы заработали более 127 млн грн. Активнее всего на торги выставляли ресурс лесхозы Волынской, Ровенской, Львовской и Черкасской областей.
Что именно продавали лесхозы?
Традиционно больше всего было реализовано сосны обыкновенной – 48% от всего объема и дуба обыкновенного – 9%.
Изменились ли сами аукционы или условия участия в них, учитывая ситуацию?
Сами торги не претерпели никаких изменений, наша электронная система стабильно функционирует. Но для участников разработали несколько упрощенные условия. Это как понижение стоимости услуг, так и отмена гарантийного обеспечения. Но здесь следует отметить, что без гарантийного обеспечения, к сожалению, определенное количество участников демонстрируют не совсем честное и рыночное поведение.
О чем идет речь?
Во время процесса реализации мы проводим мониторинг заключения и выполнения договоров. Так вот, без гарантийного обеспечения некоторые участники чувствуют "безнаказанность" и либо не заключают соответствующие договоры, либо их не выполняют. Также есть немало случаев, когда победители просто избегают оплаты за услуги биржи, которые мы и так снизили. К нам все чаще обращаются как лесные хозяйства, так и честные участники с просьбой вернуть обязательность внесения гарантийного обеспечения во избежание искажения конкуренции. Поэтому, вероятно, так оно и будет.
Что происходит с участниками, которые нарушают указанные нормы?
Подпадают под санкции, им могут ограничить доступ к торгам. Выявление фактов, анализ, доведение вопроса до введения санкций – это довольно сложный процесс, ведь иногда договоры не выполняются не по вине победителя торгов. Или просто у участника возникали форс-мажорные обстоятельства. Нужно почти каждый случай анализировать отдельно, проводить диалог как с покупателем, так и с продавцом. Процесс довольно сложный, затратный. Поэтому у нас на бирже создано отдельное подразделение. Также эти вопросы часто помогает решать сеть наших агентов в регионах, которые, прежде всего, заинтересованы в повышении процентов выполнения контрактов, а уже потом в наказании нарушителей.
Торги проходят на уровне февраля или января этого года? Или все же есть определенные отличия?
Работаем на том же уровне. Наши клиенты не замечают разницы в обслуживании. Об этом и свидетельствуют обращения в последнее время многих ассоциаций деревообработчиков к руководству страны, где они отмечают нашу работу, а также просят обеспечить продажу всего ресурса государственных лесхозов исключительно через открытые биржевые торги. Приятно, что отмечают нашу работу. Цивилизованный рынок уже не хочет никаких "договорников", прямых договоров и других антиконкурентных процедур.
А какие отрицательные тенденции?
Что касается количества ресурса на торгах, то его стало меньше. На то есть две причины. Первое - некоторые регионы находятся в очень сложном военном положении, где заготовка является либо невозможной, либо очень рисковой. Второе – уже менее понятное и приемлемое, что не все остальные регионы одинаково активно используют прозрачный биржевой механизм продажи. К сожалению, есть лесные хозяйства и деревообработчики, которые пытаются избежать конкуренции, вернуть старые схемы с целью снижения официальной стоимости на ресурс. Пытаются саботировать эффективные процессы. Здравый смысл и совесть, а также контролирующие органы победят личные желания незаконного обогащения.
Как вы общаетесь с участниками рынка? Как узнают о нововведениях, новых торгах?
Одновременно используем несколько инструментов. Со всеми новациями и расстройствами торгов все желающие могут ознакомиться на нашем сайте. Бесплатно можно подписаться на любой из видов рассылок: e-mail, Telegram- или Viber-боты. Также используем и онлайн-маркетинг для привлечения новых участников.
На уровне нашего предприятия были уплачены налоги "наперед", приобретено для территориальной обороны и других подразделений более 120 тонн топлива, участвовали в финансировании закупки защитных комплектов для воинов, продовольствия
Приобщаетесь ли к волонтерским проектам?
Сейчас каждый участвует в поддержке нашего государства, защитников: от приготовления обедов до финансирования различных активностей. Также не стоим в стороне. На уровне нашего предприятия были уплачены налоги "заранее", приобретены для территориальной обороны и других подразделений более 120 тонн топлива, участвовали в финансировании закупки защитных комплектов для воинов, продовольствия. Члены нашего коллектива также лично участвуют в некоторых процессах материального обеспечения
Что пожелаете вашим клиентам и просто украинцам?
Приглашаем участвовать в новых торгах, следите, подавайте заявки и побеждайте. Желаю каждому украинцу победы и скорейшего возвращения в мирные времена.
Комментарии