Россия и Украина на прошлой неделе приступили к переговорам о создании двустороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС).
Об этом со ссылкой на источник в российском "Газпроме" пишет "Коммерсант-Украина" в публикации "Труба на двоих".
Собеседник в украинском Министерстве энергетики и угольной промышленности подтвердил, что этот вопрос обсуждался на прошлой неделе в ходе встречи вице-премьера Юрия Бойко и председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера, а на этой неделе обсуждение продолжится.
По словам источника в "Газпроме", Украина потребовала от монополии, чтобы будущий консорциум был создан на паритетных началах и не владел, а лишь управлял ГТС:
"Нам сказали, что в договоре должен быть зафиксирован принцип, по которому мы должны транспортировать не менее 60 миллиардов кубометров газа в год и гарантированно оплатить услуги по транзиту на сумму 2,2 миллиарда долларов".
Источник отметил, что стороны пока обсуждают, будет ли применяться принцип ship-or-pay (поставляй или плати), а также возможный отказ украинской стороны от принципа равного доступа к ГТС, заложенного в ее соглашении с Энергетическим сообществом (ЭС). Россия настаивает, что решать, как и чей газ будет прокачиваться, следует будущему консорциуму. Цена газа для Украины при этом должна быть снижена до $280 за тысячу кубометров.
"Вопрос об интеграции Украины в Таможенный союз как средстве снижения цены газа уже не стоит", - заверил собеседник.
Официально стороны не комментируют переговоры. Но источник в Минэнерго объяснил, что Украина вынуждена пойти на создание консорциума без участия европейской стороны. Это вызвано тем, что в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) ужесточили условия выдачи кредита на модернизацию ГТС. Напомним, в 2009 году Украина, Еврокомиссия, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Всемирный банк подписали соглашение о возможности многостороннего финансирования модернизации. Общий объем программы оценивался в $5 млрд, причем первые $300 млн пообещали выделить ЕБРР и ЕИБ. Ранее в ЕБРР неоднократно подчеркивали, что готовы финансировать модернизацию ГТС только при условии проведения масштабных реформ в энергетическом секторе.
Комментарии
31