При оформлении кредита финансовая компания обычно просит заемщика дать телефон родственника, коллеги или друга. В то же время учреждение не подписывает с ними никаких документов о поручительстве и может даже не проверять подлинность контактов.
Такие компании рассчитывают, что в случае просрочки кредита его удастся взыскать с помощью коллекторов, которые часто пользуются правовой неосведомленностью граждан, сообщает пресс-служба Минюста.
"Если вы лично не давали разрешение на использование вашего телефонного номера, финансовая компания и коллекторы нарушают законодательство", - утверждают в министерстве.
В случае таких нарушений Минюст советует:
- Успокоиться и взять свое эмоциональное состояние под контроль, ведь коллекторы всегда применяют прием морального давления и делают акцент на элемент страха.
- Хранить всю информацию, которая поступает от коллекторов: записывать телефонные разговоры, хранить смс, в качестве доказательств незаконных требований, угроз.
- В случае откровенных угроз и оскорблений обратиться в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела.
- Требовать от коллекторов претензии исключительно в письменной форме, со ссылками на конкретные договоры и юридические основания.
- Игнорировать документы без каких-либо юридических подтверждений, то есть, без оригиналов подписей и "мокрых" печатей. Не реагировать на письма, отпечатанные на цветных принтерах.
- Игнорировать любые требования о "поручительстве", если вы его официально не предоставляли. А также не обращать внимания на просьбы "повлиять" на знакомых, друзей, соседей или родственников. По закону, долги должны возвращать только те лица, у которых с организацией существуют договорные обязательства по возврату средств.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Запреты для коллекторов: как хотят изменить законодательство
Согласно действующему законодательству, никто не может подвергаться вмешательству в личную и семейную жизнь. А противоправные действия коллекторов можно расценивать как нарушение конституционных прав.
"Гражданский кодекс обязывает сообщать должнику в официальном порядке о смене кредитора или передаче права требования третьим лицам. Поэтому лучше не оплачивать ничего до получения официальных документов и подтверждений", - предупреждают в Минюсте.
В Нацбанке жертвам коллекторов советуют обратиться в соответствующую компанию с письменной жалобой, сообщить в НБУ и Уполномоченному Верховной Рады по правам человека. Также обратиться в суд. Если коллекторы угрожают, об этом следует сообщить правоохранителям, говорят в пресс-службе регулятора.
Комментарии