"В первый день в Киеве взял чистый лист бумаги и написал: Я начинаю жизнь сначала. До войны у меня все было налажено: мог долго спать, рисовал в свое удовольствие. Сейчас просто "пашу" целыми днями", - рассказывает 57-летний Петр Антип, заслуженный художник Украины.
Художник-переселенец из Горловки рассказал Gazeta.ua о том, как, потеряв почти все, начал жизнь с начала.
Почему решили перебраться в Киев?
Нечего было уже терять. Имел комбинат. Его "приватизировали" не потому, что у меня брат 2 года служил в Карпатскій Сечи, а потому, что я не платил налоги. ДНРівці все распилили и забрали. У меня национализировали предприятие, на котором работало 300 человек. Все на металобрух попилили. Куда его повезли? Ринату Ахметову на заводы, которые находятся в ДНР. 40 тысяч предпринимателей грохнули только. И 3 тысячи остались работать.
Как сейчас чувствуете себя в столице?
Чувствую себя хорошо. Когда переехал в Киев, это отразилось даже на картинах: стал темнее цвет потому, что на подсознании война. Сейчас он уже освещается. Но немного места в мастерской мало: пишу большие полотна. В Горловке у меня была самая большая мастерская в Украине.
Хоть потерял миллионы долларов, легко это воспринял. Встречаю друзей - донецких бизнесменов, они черными ходят. Это уже второй раз так - все с начала. Впервые было в 1999 году. Когда пережил операцию на сердце.
Были трудности на новом месте?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Миф о Донбассе создали журналисты и политики" - художник-переселенец
Было трудно начинать все сначала через несправедливость. Мне ДНР выставила миллион. Комбинат у меня забрали, потому что там не заплатил налоги. А теперь мне надо их и здесь платить. Это урегулировать можно было бы законами, но у нас они все написаны под олигархов. У меня в банке был кредит 200 тысяч долларов. Банк у меня арендовал помещение, должен мне за аренду. Сказал: "Давайте мы мне тушите аренду, а я плачу вам кредит". Отказались, на меня натравили коллекторов. Уже полтора года шлют смс с угрозами.
Дочь хотела поступать на журналистику. Два года проучилась на бюджете, потом бросила. Сейчас хочет снова поступать. А ей говорят, что только на контракт. То, что мы переселенцы, никого не волнует.
Что для Вас искусство?
Спасение в нем нахожу. Когда делаю скульптуру, балдею от этого. А потом еще думаю: Мне еще за это и деньги еще дадут.
Откуда приходит вдохновение?
Вдохновение для меня как оргазм. Еще важно не только смотреть, но и видеть. Лучше всего мне писалось в степях Донетчины. Помню, как в детстве играл с детьми. Все бегут, а я остановился потому, что увидел цветок яркую. Посмотрел ее, пощупал, понюхал. Для художника важно запоминать детали.
Для вас художник это кто?
Тяжело сказать. Я начал считать себя художником только в 47 лет, хотя до этого уже имел немало наград. Для художника важны три вещи. Первое - не бояться говорить о том, как ты видишь этот мир. Будешь бояться - никогда хорошим художником не станешь. Второе - это энергетика. За работу художник передает свою энергию зрителю. У многих художников энергетика - дрянь, от их картин остаются тяжелые чувства. Третье - понимать, что ты художник.
Рисовать начали с детства?
Нет, впервые - в 18 лет. Так хотелось рисовать, что аж плакал. Дед мой имел талант к этому. А я поздно начал заниматься. Учился в школе плохо. В четверти было 12 двоек. Читал Конан Дойля, прикрывая его учебником физики. Мама подойдет.,посмотрит на учебник и не трогает меня. Когда поступил в Пензенского художественного училища, даже книжки не читал - пахал как проклятый чтобы всему научиться. Получить красный диплом у меня не было задачи. Кайфовал от самого процесса.
Учиться было тяжело?
Так. Поступил с третьего раза. В Советском Союзе было трудно учиться. Тоже были поборы и почти все по блату. Студенты подрабатывали дворниками потому, что не хватало стипендии. Я мог себе позволить роскошь не работать - отец ежемесячно присылал 160 рублей. При этом я получал еще и стипендию и был богатым студентом.
Больше всего из того времени запомнилось?
Когда только приехал в Пензу, чтобы вступать, то ехал в трамвае. Загадал: если на цыпочках простой шесть остановок, то стану студентом. А трамвай сломался и я полчаса так стоял.
Чем планируете заниматься в ближайшее время?
Хочу снять свое кино. Сценарий рисую картинками.Знаете, фильм "Горькая жатва" — неудачный фильм. Все показано однобоко. Плохие дяди из Москвы приехали и отобрали зерно. Я не увидел в фильме ни одного местного активиста. Который ходил и выгребал у односельчан последнее. Не увидел даже председателя колхоза, потому что его просто нет в фильме. А на них лежит едва ли не самая большая ответственность за Голодомор. В фильме проходит линия — надо ехать с Украины в Канаду, потому что у нас — расстрелы, убийства. А Шевченко как писал? "Так и претесь на чужбину искать доброго добра".
О чем будет Ваше кино?
Оно - о воине-украинце. Но не слезливое, как у нас обычно, а веселое. Американцы молодцы: подняли историю ковбоев, индейцев. Буду снимать похожее, но про казаков. Они входили в мальтийский рыцарский орден. Вот про одного такого казака, который приехал ко двору кардинала Мазарини, делаю зарисовки. Затем он с мушкетерами поедет на Запорожскую Сечь. Не хочу размазывать сопли по тарелке. Надо, чтобы украинцы посмотрели кино про себя и сказали: Да это же класс!
Петр Антип родился 4 апреля 1959 года в Горловке на Донетчине. За три года вместе со скульптором Сергеем Новиковым создал художественную творческую группу "Восток" в Горловке. Тогда же открыл собственную галерею "Восток-Арт". 2007 года открыл "Арт-галерея 13" в Донецке. Участвовал в 60 групповых выставках. Провел около 20 персональных. 4 апреля в столичном музее Шевченко открылась его выставка "Амазонка — богиня степи". После прихода боевиков выехал с семьей в Киев, где начал заново обустраивать творческую мастерскую.
Комментарии