понедельник, 16 мая 2022 08:16

Спецтема: Война России против Украины

"Россияне минируют территории, как террористы. Ставят много ловушек" - Тимур Пистрюга

В освобожденных от российских войск украинских городах люди все еще находят минные ловушки. Это и скрытые взрывные устройства в игрушках, музыкальных инструментах. Минируют и тела замученных украинцев.

Сегодня невозможно подсчитать, сколько времени и денег необходимо, чтобы обезвредить все, что осталось от вражеской армии.

Об этом в интервью Gazeta.ua рассказывает Тимур Пистрюга, руководитель общественной организации "Ассоциация саперов Украины".

С 3 мая мы начали процедуру гуманитарного разминирования. Это первый этап, который называется нетехническим обследованием территории (НТО. - Gazeta.ua).

Нетехническое обследование – это основа гуманитарного разминирования. Определяется степень загрязнения местности. По отчетам этих работ принимается решение о дальнейших действиях - практической очистке этой земли. Уже работаем в Киевской области. Также ребята поехали на Черниговщину, – рассказывает Тимур.

Сколько человек сейчас входит в вашу организацию?

Активно проводим рекрутинговую кампанию. Набираем новых людей в штат. В частности, операторы противоминной деятельности. Открываются новые проекты и под каждый нужны люди. Настоящих членов в ассоциации более 200 человек. Это представители разных структур. В частности, государственных. Это не значит, что все получают зарплату или работают на проектах.

Писали: "Я гражданин РФ. Хочу приехать в Украину и помогать с разминированием"

Как сейчас отбираете людей?

Объявляем конкурс на вакансию. Желающие представляют свои резюме, документы. Сейчас, обычно, первое интервью онлайн с кандидатами, а второе уже в кабинете. Сфера противоминной деятельности достаточно узка, и мы друг друга знаем.

Приглашаем к себе и иностранцев. Готовы работать со всеми, кто хочет помогать нашей стране.

Получили сообщений пять от разных людей из Российской Федерации. Писали нам на почту по-русски: "Я очень сочувствую Украине. Я гражданин РФ. Хочу помочь вашему государству. Не согласен с действиями нашей власти. Хочу приехать в Украину и помогать с разминированием". Сообщения были от разных людей. Это не боты. Писали с 24 февраля. Не знаю подлинные цели всех этих людей.

Возможно, есть скрытые мотивы. Например, выйти на меня или вытащить информацию. А может быть, это люди, которые хотят помочь или заработать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Финансовая помощь Запада нужна не менее военной. Иначе через несколько месяцев придется печатать деньги" – экономист Евгений Дубогрыз

Какой из регионов сегодня больше всего нуждается в разминировании?

Все, пострадавшие в результате войны. Вопрос в другом – некоторые территории необходимо разминировать, а там еще ведутся активные боевые действия. Не знаем, как изменится линия фронта. Там высокие риски и для саперов. Поэтому говорим о работе на освобожденных территориях – это Киевщина, Черниговщина, Сумщина, частично Николаевская область, небольшие территории Житомирской.

  Тимур Пистрюга с 2018 года возглавляет ОО "Ассоциация саперов Украины", является исполнительным директором оператора противоминной деятельности Demining Solutions. До этого служил в Вооруженных Силах. По специальности военный. С 2018 года проходил различные учебные курсы в сфере противоминной деятельности, в том числе по специальности "сапер" (разминирование). Фото: Facebook
Тимур Пистрюга с 2018 года возглавляет ОО "Ассоциация саперов Украины", является исполнительным директором оператора противоминной деятельности Demining Solutions. До этого служил в Вооруженных Силах. По специальности военный. С 2018 года проходил различные учебные курсы в сфере противоминной деятельности, в том числе по специальности "сапер" (разминирование). Фото: Facebook

Зависит ли характер минирований от специализации российских войск, занимавших территорию?

Именно для этого и нужно нетехническое обследование территории. Это сбор данных на основе которых составляется отчет с конкретными координатами, картами, фотографиями, разными документами. Так узнаем, какими именно взрывоопасными предметами был загрязнен, каков был характер боевых действий. Проводилось ли минирование территории или был только обстрел. Только по результатам НТО мы сможем четко сказать, что отличается. Уже сегодня могу сказать, что степень загрязнения, с точки зрения противоминной деятельности, во всех регионах, где были и есть российские оккупационные войска, очень велика и трудна для разминирования.

Все, что только используется при минировании в мировой практике, сейчас РФ применяет здесь. Есть даже противопехотные мины нового образца

Что уже находили?

Все, что только используется при минировании в мировой практике, сейчас РФ применяет здесь. Мы уже подтверждаем, что у нас есть и противопехотные мины, которые опасны для гражданского населения. Есть даже новый образец. Российская Федерация не является подписантом Оттавской конвенции (в 1997 году цивилизованный мир подписал Оттавскую конвенцию, где договорился прекратить использование противопехотных мин как средств вооруженной борьбы. Украина присоединилась к этой договоренности в 1999 году. - Gazeta.ua). Поэтому они активно используют противопехотные мины в Украине. Более того они их производят и развивают это направление. Также есть противотранспортные мины. Есть много случаев, что находим в разных областях самодельные взрывные устройства. А это представляет очень большую опасность. Потому что здесь включается некий креатив минера, чтобы максимально усложнить задачу разминирования. Ты видишь мину, а под ней может быть еще одна. Разминируешь первую, а вторая срабатывает. Минные ловушки – это колоссальная опасность. В Ирпене россияне минировали квартиры и дома – устанавливали ловушки.

Все территории, где велись и продолжаются активные боевые действия, обстреливались. Очень многие снаряды не детонируют. Они несут угрозу и саперам во время разминирования.

Россияне минируют все в хаотическом порядке. Применяют методы, более присущие террористам, чем военным. Потому что мы, военные, понимаем, что такое минирование и для чего оно делается – это постановка инженерных заграждений. В их случае цели другие – психологическое влияние на население. Потому что минируют не для того, чтобы ограничить доступ врага к своим позициям. А для того, чтобы нанести максимальное поражение живой силе.

Ситуация достаточно сложная. Мы не знаем чего можно ожидать, если находим разные такие изделия даже в жилых домах. Тогда страшно подумать, а что будет в лесополосах, где были русские оккупационные войска. Что будет на сельскохозяйственных полях, куда наши саперы еще не дошли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прямое участие американцев в войне: мечта или реальность – статья Александра Краева

Две недели назад сообщили о случившемся, когда россияне убили молодую мать, а живого ребенка примотали к ней и прикрепили между ними мину. Мина сдетонировала, когда ребенка хотели спасти. Также минируют тела убитых. Вы раньше с таким сталкивались?

Война в Украине не 24 февраля началась. На востоке были случаи использования и таких минных ловушек. К сожалению, происходили также досадные случаи. Но в таком масштабе как сейчас, с такой плотностью и интенсивностью еще не встречал.

Имеют сейсмические датчики, реагирующие на движение. Если человек двигается, соответственно, мина его поражает

Почему вы так акцентируете внимание на опасности противопехотных мин?

Во первых, они опасны тем, что направлены на поражение живой силы.

Несут угрозу всему гражданскому населению, находящемуся во всех регионах боевых действий. Во вторых, сделаны так, что их сложно заметить, а иногда даже трудно идентифицировать. Например, пфм1 "лепесток" - похожа на листья. В зависимости от сезона может быть зелёного цвета, а может коричневого. Из новейшего пом3 - мина медальон (имеет вид металлического цилиндра диаметром 6-7 см и высотой около 20 см. Радиус поражения 8 -13 м. - Gazeta.ua) Она была представлена ​​лишь три года назад на оборонном форуме Армия-2019 ", который проходит в РФ. Эти мины имеют сейсмические датчики, реагирующие на движение. Если человек двигается, соответственно, мина его поражает.

Как близко можно подойти?

Это небезопасно. Увидели? Лучше не подходить. Не нужно проверять.

Сколько денег и времени нужно нам, чтобы разминировать все то, что оставили после себя россияне сегодня?

Чтобы полностью разминировать Украину, нужно освободить территории от российских оккупационных войск. Только тогда мы можем начинать этот процесс.

Мы разминировали восток, начиная с 2016 года. Тогда начался в Украине процесс гуманитарного разминирования на освобожденных территориях. Там было около 7 тысяч квадратных километров на подконтрольных территориях. Разминировали, разминировали, а сейчас туда пришли оккупационные войска, и эта работа потеряла смысл.

Никто не может посчитать, сколько времени займет разминирование, потому что все зависит от финансирования. Должны понимать, что противоминная деятельность, в частности гуманитарное разминирование, это достаточно дорогостоящая услуга. Надо тратить сумасшедшие суммы. И бюджет ни одной страны это не потянет. Надо обращаться за помощью к донорам, международным организациям.

По приблизительным подсчетам на гуманитарное разминирование потребуются сотни миллиардов долларов США

Вы говорите, что это очень дорогостоящая процедура. Можете назвать примерные цифры?

Если брать опыт разминирования на востоке страны, то один квадратный метр очищенной земли стоит где-то 3-4 доллара. По нашим приблизительным подсчетам территория, нуждающаяся в гуманитарном разминировании, около 132 000 квадратных километров. Это будут сотни миллиардов долларов.

Люди спрашивают: "Почему так долго? А если мы всех привлечем и сделаем? Мобилизуемся? Можно ли тогда это через год?". Я сомневаюсь, что Украине дадут такие деньги именно на разминирование. Потому эта сумма будет растягиваться на годы. Может еще увеличиться.

По данным ООН, один год боевых действий приводит к 10 годам работ по разминированию.

Эти цифры озвучивают, возможно, из опыта стран, у которых были минные проблемы. Подсчитали, сколько у них ушло лет. Но, например, у Грузии активные боевые действия шли восемь дней в 2008 году. Они задачи по гуманитарному разминированию завершили в 2019 году. Кроме финансирования, очень важно как созданная государственная система противоминной деятельности. Если есть координационные центры, центры противоминной деятельности, все необходимые органы. И все это эффективно работает, тогда скорость другая. А доноры охотнее дают средства. Если все не работает, а в стране много юридических коллизий, то конечно все будет долго и не эффективно. Третий фактор, возможно, ключевой, это характер боевых действий и степень загрязнения.

По количеству жертв мин и взрывоопасных предметов Украина занимала последние годы одни из первых позиций в мире после Афганистана и Мали. А сегодня эта цифра такая же?

В 2020-м мы были на третьем месте, в 2021 – на четвертом. Перед нами Афганистан, Мали и Йемен. На 2022 год не хочу делать прогнозы, но по количеству загрязненных территорий точно будем на первом. Надеюсь, что люди будут осторожны. И не будут рисковать.

Люди реагировали преимущественно так: "А зачем мне это? Здесь мир. Здесь все хорошо". Преимущественно поверхностно относились к опасности

Вы рассказывали, что стоит запомнить три простых правила в случае со взрывоопасными предметами: не подходи, не трогай, звони 101. Украинцы придерживаются этих правил?

Какое-то самосознание выработалось. Очень многие хотят пройти наши информационные сессии - обучение населения по обращению со взрывоопасными предметами. С 10 марта и по сей день мы уже подготовили более 17000 педагогов со всей Украины. А зарегистрировались уже около 30 тысяч педагогов, которые хотят пройти эти курсы. Это люди, которые хотят не просто три золотых правила услышать.

Мы занимались информированием населения и до 24 февраля. И не только в регионах, где оставался риск. Взрывные устройства распространились по всей стране, по статистике Министерства внутренних дел. Был риск для всех регионов. Многие не понимали этого. Люди реагировали преимущественно так: "А зачем мне это? Здесь мир. Здесь все хорошо". А помним, как 9-летний юноша в Днепре нашел гранату. Он жив, но оторвало руку. Было много таких примеров. Люди преимущественно поверхностно относились к такому.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Режим Путина не держится сам на себе. Россияне должны нести коллективную ответственность" - Мария Авдеева

Есть мнение, что после войны наши военные будут делиться опытом с армиями многих стран. Можем ли такое сказать о саперах?

Мы будем, наверное, лучшими специалистами в этих вопросах. Это досадно. Лучше бы мы не знали этого и жили спокойно.

Как ценится профессия сапера в Украине?

Недостаточно. Боремся с этим не первый год. Но это зависит, прежде всего, от операторов. То есть, сколько оператор имеет на разминирование, столько и может платить. Надеемся, что на новом этапе процессов гуманитарного разминирования эти работы будут более высокооплачиваемыми, чем раньше. К 24 февраля заработная плата у многих была чуть выше средней по стране.

То есть от 15 тысяч гривен?

Даже меньше 15.

Сейчас вы читаете новость «"Россияне минируют территории, как террористы. Ставят много ловушек" - Тимур Пистрюга». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 25817
Голосование Возможен ли мир на Донбассе за "формуле Штайнмайера" (выборы + отвода войск + амнистия боевиков + особый статус Донбасса)?
  • Так, пора заканчивать войну любыми способами
  • Нет, мир будет только после победы
  • Нужно дальше проводить переговоры и привлечь к ним США
  • Война в Украине закончится только после возвращения Крыма
  • Ваш вариант (в комментариях)
Просмотреть