"Никто не понимал ценности Украины. Когда наши воины освободили людей от оккупации, взрывов, смерти и войны, все изменилось. За пять лет будем иметь на Донбассе ответственное общество с крутыми проектами. Они будут изменять страну", - об этом в интервью Gazeta.ua рассказал координатор движения "Сильні громади" Валентин Красноперов.
29-летний активист родился в Самборе Львовской области. В 14 лет переехал на Донбасс. Пять лет прожил в Славянске. Переехал в Донецк, там жил до начала российской оккупации. Работал в "Честно" - проекте журналистских расследований о местных депутатах. Был одним из координаторов донецкого Майдана. Когда началась война на Донбассе организовал движение "Сильні громади".
"Учим людей взаимодействовать с властью. Власть - открываться, а активистов - это контролировать. Бизнес - поддерживать общественные инициативы. Когда чиновник что-то делает, должен получить обратную связь от людей", - объясняет активист.
На каком уровне развитие общин на Донбассе?
Люди не знают, как писать обращения и запросы в органы самоуправления. Полагают, что исполком все за них напишет. Но прогресс есть. Львовский образовательный фонд запустил "открытые культурные пространства" почти по всему Донбассу. С местными сажают клумбы, деревья, ставят лавочки, ремонтируют дома бедным и пожилым людям. Ранее праздники были директивные - дату определяла партия. Теперь люди организуют ярмарки, концерты. Заинтересовались: а что в моем городке или поселке интересного, когда его создали, когда здесь что-то важное случилось. Начинают брать на себя ответственность за изменения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "От этих отмороженных можно ожидать чего угодно" - эксперт о митингах в Донецке
Какие отговорки чаще всего слышно на Донбассе?
Мы - постколониальная нация. Хотим свободы, но не знаем, как ею распоряжаться. Поэтому часто слышим "почему я?", "У нас так никогда не делали" или "меня высмеют". Украинцы очень тяжело воспринимают и пробуют новое.
На что чаще всего жалуются?
Как все: на дороги, коррупцию и некачественное самоуправление. И еще - на улицах полно бродячих собак. Нет приюта, потому что был только донецкий. Еще одна большая проблема - банки, которые не кредитуют в серой зоне. Поэтому предприниматели не могут нормально работать.
Есть местные активисты?
До войны на Донбассе был сгусток уголовных монопольных органов Партии регионов. Не давали обществу развиваться. Теперь многие активизировались. России удалось захватить эти территории именно из-за отсутствия гражданского общества. Люди не нашли силы организоваться, потому что не имели опыта. Устроили фейковое волеизъявление жителей Донбасса и информационный геноцид. Его на оккупированных территориях продолжают.
Партия регионов на освобожденных территориях распалась на две части. Есть такие, кто эксплуатирует Украину- это Фирташ и Бойко. А есть те, кто, лишившись влияния "регионалов", готов изменять свой избирательный округ. Мэр Краматорска Андрей Панков стал лучшим мэром Украины. Если раньше его поддерживали "регионалы" - выполнял указания. Сейчас очень поддерживает инициативы общины. Помогает нашим военным в краматорском аэропорте.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Журналисты ДНР взбунтовались против Захарченко
Что такое гражданское общество?
Люди, которые формируют власть и влияют на нее. Сознательно избирают на должность специалиста, а не представителя клана. Могут различить такого человека. Умеют влиять на стратегию развития малой общины и решения политиков. Останавливают отрицательные.
Один уровень - когда люди берут ответственность за те моменты, где государство некачественно работает или нет ресурсов. Другой - как в США. Власть выделяет деньги на общественные инициативы и организации. Люди берут, например, больницу на свой баланс. Как у Достоевского - если убийца убил, а все молчали, то отчасти виноваты и те, кто промолчал. Если не контролируем чиновников, то, конечно, будут злоупотребления.
Почему не имеем такого общества?
Проблема - в коллективном мышлении. Советская оккупационная власть много лет отделялась от людей. "Не лезь во власть, шансов нет и тебя это не касается" - главный тезис колониального общества. Все начиналось с коллектива: государство направит и все будет хорошо. Коммунисты вбили в голову, что инициативность - это зло. Люди не чувствуют себя хозяевами страны, в которой живут. Лучше сидеть тихо. Вдруг неправильно что-то сделаешь, еще в голову дадут. "Надо раскулачивать и убивать инакомыслие", - иногда говорят пожилые люди на Донбассе.
Что изменилось?
После оккупации на улицах появились украинские флаги. Никто не заставлял вешать сине-желтые флаги. Но люди поняли ценность флага, который принес им мир. Теперь все переходит в смысловой патриотизм - активизм. Люди делают парки, клумбы, убирают. Создают общественные организации, которые не имеют цели изменить мир, а имеют узкую специализацию. Для украинцев восточного региона это - новое. Многие впервые сбрасывается средствами, чтобы облагородить свой сад.
В Мариуполе, Бахмуте, Краматорске позиции людей очень изменились. Это показывают соцопросы. Я общаюсь на украинском. На него теперь нормально реагируют. В свое время мы с "Честно" делали расследование о политиках. Звали журналистов на круглые столы. Телевизионщики не приходили вообще. Когда тоталитарная власть "регионалов" упала, оказалось, что здесь есть много активных людей, которые живут своим делом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Это может закончиться завтра" - Гордон об оккупации Донбасса
Что больше всего удивило?
В Рубежном активисты останавливают коррупцию во власти. Отслеживают, на что тратят государственные средства и сколько их поступает. Торецкая прифронтовая община очень развилась. Культурная и образовательная жизнь там теперь полностью зависит от людей. Делают фестивали. На тренинги приглашают гостей. Жадан приезжал, артисты, поэты. Несколько дней назад разрисовали бронетранспортер, чтобы дети победили страх перед милитаризмом. Клумбу большую посадили. Сами нашли деньги. В Славянске люди сами сделали большой парк.
Когда гражданское общество сформируется на Донбассе?
Оно никогда окончательно не может быть сформировано. Границ нет. Хотим всего и сразу. Почти завоевали суверенитет от России. За несколько лет дойдем к свободе, которой будем уметь распоряжаться.
Как быть с оккупированными территориями после освобождения?
Три-четыре года без информационного геноцида - и все будет хорошо. Есть миф, что не стоит Донбасс освобождать, потому что там сепаратисты. Славянск был более чем наполовину "сепарский". Опросы говорят, что сейчас - 20 процентов. В центре города на скейтбордах подростки ездят с украинскими флагами на запястье и в футболках с гербами. Молодежь хочет развиваться в Украине. Жил там много лет. Раньше такого не было. То, что Россия показывала как языковое и культурное противостояние, разрушается, как миф.
Нужно отказаться от сталинского мема "кто остался на оккупированной территории, тот враг". Вот это и есть "совок". Существует тысяча причин, почему человек не может выехать из зоны военных действий и до последнего надеется, что "как-то оно будет". Об этом писательница Оксана Забужко рассказала в интервью.
Комментарии