Украинские бойцы в зоне АТО страдают от нашествия змей и грызунов. А добровольческим батальонам оружие и одежду привозят волонтеры.
О жизни на передовой без украшений Gazeta.ua рассказала 61-летняя Раиса Шматко, лидер Всеукраинского женского движения "За свободную Украину", волонтер.
Когда началось ваше волонтерство?
Мое волонтерство началось, когда собирала деньги на операцию сыну подруги. Позже была Врадиевка, языковой Майдан, Революция Достоинства. С весны 2014 начала ездить волонтером в зону проведения боевых действий
Как часто бываете в зоне АТО?
Минимум 2 раза в месяц. Работаю 25 часов в сутки. Могу себе позволить, потому что на пенсии. Свою тысячу гривен все равно получу, а сидеть просто так не хочу. Молодым труднее, им надо себя обеспечивать.
Но помощь можно отправлять и посылками ...
Стараюсь ездить сама. Мы нужны бойцам чтобы те могли выговориться. Для них наш приезд - праздник. В Крымском на позициях все выстраиваются, хотя этого нельзя делать - обстрелы. Обнимаю их, а они мне на ухо спрашивают, когда я еще приеду.
Было такое, что поразило больше всего?
На "нуле" впервые увидела, как курят чай. Когда прошу сигареты для ребят, многие кричит: "Как это так ?! Женщина просит сигареты". Таким говорю или засунуть свой язык в одно место, или сесть и поехать со мной. Соглашаются: Да, поедем. За несколько дней до отъезда звонят и начинают отпрашиваться. У того времени нет, то заболел, у того еще что-то. Находят тысячу и одну причину чтобы не поехать. Мужчины, которые моложе меня, говорят, что пошли бы воевать, но возраст уже не тот. А у меня есть знакомый танкист, которому 72 года. Знаю бойцов, которым по 62 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Есть доброжелатели, которые подкручивают колеса" - Яна Зинкевич чуть не попала в аварию. ОБНОВЛЕНО
Нужно обладать какими-то особыми чертами характера, чтобы служить в зоне боевых действий?
Не каждый может идти на передовую. Ездил со мной один товарищ. Пока засветло ехали, то еще ничего. Ночью надо пробираться в полной темноте без света фар. Начался обстрел "трассерами". У него глаза круглые от ужаса стали, истерика началась. Я рявкнула чтобы закрыл глаза и так сидел. Когда ехали обратно, говорил сам с собой. Думали, что сошел с ума.
С какими проблемами сталкиваются украинские бойцы непосредственно на передовой?
Летом тяжело: нет воды и полно змей. Боец просыпается, а под боком у него змея. В Песках другая напасть - мыши. До войны их очень боялась Сейчас уже нет. Степановна (волонтер и медик Евдокия Попович - Gazeta.ua) на них очень ругается. Как-то сварила для ребят борщ и не накрыла кастрюлю крышкой. Пока пришла со двора, мышь вверх животом в борще плавала. Она по стене бежала и упала в кастрюлю.
Почему их нельзя просто отравить?
Почти у каждого бойца есть собака или кот. Это как психологическая разгрузка. Он сам не съест, а кота накормит. Поэтому ядом и нельзя было их гонять. Зимой стало хуже - погрызли бойцам руки. Вывели мышей мятным маслом - три дня в интернете искала, как с ними во Вторую мировую боролись. Но за мышами пришли крысы. Их ребята руками вылавливают.
Кто помогает передовой больше: государство или волонтеры?
Государство о ребятах забыло. Ежемесячно не только езжу, но и отправляю 2 тонны грузов в Бахмут. Там, кроме бойцов, заботимся о детях. Есть у нас комната школьника "Бригантина", в которой 172 ребенка, интернат. Это 300 детей. Надо многое. Моя подруга Ирина вообще свою пенсионную карточку отдала в эту комнату школьника. Живут на зарплату мужа.
Хуже всего, что среди волонтеров уже началась грызня. Я помню, как такое среди добробатов было. Пара людей, которые сеют деструктив изнутри - и все, батальона нету. Уговариваю знакомых волонтерок, чтобы просто делали свое дело и не поддавались на провокации. Я с "нуля" всегда делаю фотоотчет и выкладываю на свою страницу. Ребята прикололись: стали перед фотоаппаратом и втроем одни трусы держат, которые я привезла. На следующий день мне уже пишут: "Вот горе-волонтер! Сама наградами обвешалась, а ребятам только трусы возит". Там никто и не посмотрел, что сзади нас гора коробок была. Везла все: от бензопил до сигарет.
35-летняя волонтер из Борисполя Киевской области Ольга Салий за два года войны передала на передовую 15 тыс. Порций сушеного супа. Сами бойцы и желающих познакомиться с Олей. Хотят, чтобы волонтер приехала к ним.
Комментарии