Ексклюзивы
пятница, 21 июня 2013 05:13

"Ни одна рукопись не остается без внимания" — как отбирают романы на "Коронацию слова"

"Ни одна рукопись не остается без внимания" — как отбирают романы на "Коронацию слова"
Виктория Гранецкая. Фото: Александр Смолин

Украинская писательница Виктория Гранецкая попала в состав жюри литературного конкурса "Коронация слова" после того, как ее собственный роман "Мантра-заблуждение" принес ей победу в 2011 году. Тогда ее книга получила I премию в номинации "роман". После очередной ежегодной церемонии награждения победителей "Коронации", в интервью корреспонденту Gazeta.ua Виктория рассказала, как читают и отбирают романы.

"В "Коронации слова" есть такое правило: прошлогодний победитель в своей номинации входит в состав жюри следующего года, - признается Виктория. - Именно так я попала в жюри, которое оценивало романы 2012 года. А теперь представьте мое удивление, когда мне позвонили в конце апреля еще и в этом году и снова туда пригласили. Это была очень приятная неожиданность, и я согласилась без колебаний".

На нынешнюю "Коронацию слова" отправили более 6000 различных произведений. Говорят, ни одну рукопись не игнорируют. Сколько всего человек анализируют рукописи, чтобы увидеть действительно каждую из них?

Это правда, ни одна рукопись не остается без внимания. Перед тем, как избранные произведения передадут на рассмотрение жюри, все анализируют эксперты. Их имена и контакты не разглашаются, и знаю, что это люди с хорошим литературным вкусом, и работают все на общественных началах. Для объективности каждый роман параллельно читают двое незнакомых между собой экспертов и выставляют ему свой балл. Рукописи, набравшие в сумме наибольшее количество баллов, и попадают на стол жюри. Думаю, несложно подсчитать количество людей, которые работают для того, чтобы "Коронация слова" состоялась.

Как много рукописей вы читаете? Хватает на это времени?

Честно прочитала все рукописи романов, отобранные экспертами для жюри. В 2012 году их было шестнадцать, в этом году - двадцать два. Даже брала отпуск на работе для того, чтобы все успеть. Очень волновалась, ведь это не только интересная, но и чрезвычайно ответственная работа, от результатов которой зависит судьба автора. Разворачивала каждую рукопись с ощущением, что это победитель. Но сложнее всего было не читать, а выбирать из прочитанного самое лучшее. Лучше бы я просто читала! Но это, как оказалось, было только начало. После церемонии награждения ко мне стали обращаться авторы романов, которые не получили никаких наград, с просьбой прочитать их рукописи и дать ответ, почему их не заметили на конкурсе. Видимо, то же случилось и у других членов жюри, чьи имена стали известны широкой общественности. Я стараюсь читать все присланные работы и анализировать их с точки зрения критериев "Коронации слова". Хочется поддержать каждого молодого автора, чтобы он не потерял желание писать. Поэтому на самом деле за эти два года через мои руки прошли почти вдвое больше рукописей, чем предлагалось от "Коронации слова".

Как распределяют, кто будет читать фантастику, детективы, женские романы?

Для жюри нет такого распределения — читать надо все произведения, которые попали в финал. Как правило, среди них представлены почти все жанры, а в этом году участников даже обязали указывать жанр на титульном листе романа. Это должно сильно помочь нам в работе, если все авторы правильно определяют жанры своих произведений. Например, указано "городской молодежный роман", а действие происходит в деревне. Это свидетельствует о следующем: либо автор сам не знает, что написал, либо же сознательно указывает жанр, который кажется ему "престижным".

Конечно, трудно сравнивать разножанровые произведения, скажем, любовный и исторический роман и определять, какой из них лучше. Но для меня категория жанра не является определяющей, так как я все равно люблю все жанры и не имею предубеждений к ним. Поэтому руководствовалась общими признаками: оценивала каждое произведение по качеству построения сюжета, уровню развития персонажей, языковой насыщенности. Хочу отметить, в этом году было много талантливых работ, а в тройку лидеров вошли совершенно разные по жанру, но стилистически хорошо выдержанные романы. Наши победители, несомненно, являются готовыми сформированными писателями.

Каким должно быть произведение, чтобы его отметили? Есть какие-то особые критерии отбора будущих книг?

Как всякий литературный конкурс, "Коронация слова" имеет собственные критерии отбора. Иное дело, что не все их понимают и все время удивляются, когда углубленно философские, статически созерцательные или внежанровые бессюжетные произведения не проходят отбор. Тогда говорят, что "на "Коронации слова" все куплено", иначе первую премию непременно получил бы тот гениальный роман. А между прочим, "Коронацию слова" действительно можно купить. Для этого достаточно написать яркий, живой, динамичный роман, который будет легко захватывать внимание читателя и не отпускать его до последней страницы. Сюжетное жанровое произведение с потенциалом бестселлера. Именно такими, по моему мнению, являются романы, попавшие в десятку лучших. Особенно хочется отметить "С медом полынь" Жанны Куявы. Роман полон глубокой житейской мудрости, и я была удивлена, узнав, что его написала такая молодая женщина. Несмотря на нехватку времени прочитала рукопись дважды и каждый раз открывала для себя новые грани таланта автора. Приятное впечатление произвела и "Плачущая Верона" Павлины Пришлюк. Интересный замысел, роскошный язык, филигранно выписанные персонажи — этому автору подвластно все. В двухуровневом романе "Страшный суд" Василия Басарабы потрясла историческая составляющая — ведь писатель рассказывает о Голодоморе и вооруженной борьбе украинских повстанцев.

Есть произведения, не получившие премию, но которые хорошо вам запомнились?

Пожалуй, для каждого, кто побывал в составе жюри, есть один или несколько таких произведений. Ведь мы так и не узнали имена их авторов. Хочу сказать несколько слов об этих рукописях, чтобы авторы знали, что пусть в этом году им не удалось получить награду, но они получили благодарного и неравнодушного читателя. Понравился роман "Горький солод", лишь несколько баллов ему не хватило, чтобы войти в десятку. Произведение определено автором как любовный роман, но я скорее назвала бы его социально-психологическим, ведь он поднимает множество важных вопросов — в частности, анатомию женского безумия, отношений священника с Богом и др. Привлекла внимание и рукопись под названием "Или Кармен" (полностью любовный роман, хотя автор называет его городским молодежным). Это произведение обладает уникальным магнетизмом, которого порой не хватает и книгам известных опытных писателей. Если автор еще поработает над стилистикой, он вполне может претендовать на победу (это не только мое мнение). И наконец - "24 или То, что я люблю". Рукопись получила множество положительных отзывов от жюри, однако о победе речи не было, потому что это не роман, а ... сборник новелл, не связанных общими персонажами или сюжетом. Автор, несомненно, талантливый, но в номинации "Романы" может победить только полноценный роман.

Подавали ли вы на конкурс свои произведения?

Нет, после победы 2011 года ничего не подавала, иначе не имела бы права войти в состав жюри. Если обладатели первых премий прошлых лет могли и в дальнейшем принимать участие в конкурсе наравне со всеми, то ежегодно побеждал бы Андрей Кокотюха. Но есть отдельные спецнаграды, на которые можно номинироваться прошлогодним победителям — здесь снова хочется вспомнить о господине Андрее и его захватывающем романе "Красный", который таким образом стал "Лучшим историко-патриотическим произведением" по версии "Коронации слова". Почему бы не попробовать? Если к осени закончу третий роман, и в то время еще будут актуальными эти спецнаграды, возможно, и пошлю новое произведение на "Коронацию слова-2014". Я не азартный человек, и хочется снова пережить приятное волнение в ожидании результатов конкурса.

Какие советы дали бы тем, кто планирует отправить свои рукописи на конкурс в следующий раз?

Скорее не советы, а предложения. Предлагаю серьезно отнестись к работам, которые планируете отправить на конкурс. Если не успеваете до указанного срока, не стоит спешно дорабатывать роман, чтобы бросить его в почтовый ящик непременно в этом году. Лучше поработайте над рукописью дольше, вычитайте ее как следует (особенно внимательно ищите руссизмы - жюри их не любит!). Дайте "отлежаться" и предложите родным и друзьям. Если они в восторге от вашей работы — смело подавайте ее на "Коронацию слова". И помните, что любой конкурс — это лотерея. Не победили в этом году? Непременно победите в следующем!

Сейчас вы читаете новость «"Ни одна рукопись не остается без внимания" — как отбирают романы на "Коронацию слова"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи