На 36-м Варшавском кинофестивале состоялась премьера украинской спортивной драмы "Із зав'язаними очима"
Боец смешанных единоборств 25-летняя Юля потеряла своего жениха Дениса на Донбассе. Бросает спорт и начинает новые отношения, чтобы освободиться от роли вдовы героя войны, которую ей навязывает общество. Приходит смс, что ее любимый жив. Требуется немалая сумма на операцию. На поиск денег остается одна ночь, по сюжету. События разворачиваются после окончания войны с Россией.
Мы пообщались с режиссером ленты Тарасом Дронем о мистике во время съемок, усталости от войны и победу в ней.
Вы писали сценарий вместе с поляком Якубом Присаком. Как вводили в наш контекст и объясняли какие-то детали об Украине?
- На это ушло много часов обсуждения. Изначально сценарий писался только на польском. С пятого черновика перевели на украинский. Там я уже немного поправлял. Очевидно, что наши реалии диктуют украинские диалоги. Все писал с реальными людьми. Например, тренера - с настоящим спортсменом. Консультировался с военными. Затем проверял как это звучит из уст актеров. Сразу планировал, что фильм будет не только для украинцев. Но главный конфликт решается с помощью нашего характера и менталитета. Поэтому сотрудничество двух разных мировоззрений было полезным.
Как нашли исполнительницу главной роли?
- Никогда не организовываю большие кастинги. Потому что приходят сотни людей и приходится им всем что-то обещать.
Марина Кошкина не просто играла, но и прошла серьезную физическую подготовку. Около 5 месяцев. Утром пробежка, потом репетиция в столичном театре Франка, тренировки, зал, снова театр. Даже был момент, что начала обрастать мышцами. Я заметил и говорю: "Стоп-стоп. Это не бодибилдинг. Не Терминатора снимаем ". К тому же дело не в мышцах. На ринге важна хитрость и ловкость героини.
Если люди уходят от нас, особенно на войне, они не хотят, чтобы мы страдали и плакали до конца жизни. Героиня Марины этого не понимает. Идет едва ли не на самоубийство. Не за это парень ушел из жизни. Она выбрала неверный путь. Но если бы не прошла его, то не приняла бы потерю.
Проходит только такой путь? Или что-то наподобие "От пацанки к леди"? Одевает красное платье. Вместо боев танцует танго.
- Нет. Она просто убегает от психологического давления. С железной клетки забежала в позолоченную. Не так она должна была это пережить. Убежать от самого себя не получится.
Вы слышали о Кристиане Грее из "50 оттенков серого"?
- Фильм не видел. Честно.
Этот персонаж очень похож на Макса с вашего фильма. Состоятельный, но никогда не видим, чтобы работал. Тратит все время на девушку. Решает все ее проблемы, кормит и покупает одежду. Влюбляется с первого взгляда. Некий сказочный принц.
- Макс все же много работает в фильме. Есть сцены, где он на работе. Да, помогает со многими вещами. И он не совсем юрист. Это он так себя назвал. На самом деле он работник службы безопасности.
Мое первое образование - защита информации. Имел дело с секретными документами, знаю многих в СБУ. Никто никогда прямо об этом не скажет. Называют себя кем угодно, только не СБУшниками. То есть мой персонаж с подтекстом. По его действиях видим, что имеет отношение к службе безопасности.
Близкие Дениса получают смс, что он на самом деле жив и нужны деньги на операцию. Знаю факты, что мошенники пользуются такой схемой. Каждую неделю около 20 звонков из Донецкой области. Сумму называют подъемную, но не малую. Не миллионы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кацапам по зло...бучести до англичан далеко - Иван Семесюк
То есть и ухаживает Макс как СБУшник - преследует Юлию, под домом ждет.
- Этот персонаж просто привык, что он всегда на коне. Его больше всего задело в Юле: "Как это, кто-то может мне отказать?". Психология отношений. Да, выполнял роль палочки-выручалочки. Больше о нем зрителю ничего не нужно знать. Но в жизни нет белого и черного. Принципиально не хотел делать из него плохого парня. Зачем? Многим девушкам такие нравятся.
Почему, когда Макс и Юля занимаются сексом, у него на шее висит крестик, который бьет ее по лицу?
- Это случайно. Незапланированный кадр. Но такой яркий, что не смогли выбросить. Есть в этом какая-то эссенция того, что происходит в данный момент. Потому что в следующей сцене все движется в обратном направлении.
У нас много знаков и символов было во время съемок. Я люблю такое. Когда ты не мог лучше запланировать, чем все сложилось.
Мистические прямо истории произошли?
- У нас лейтмотивом через весь фильм проходил собака. Как символ страха героини. И в какой-то момент мы заметили, что в комнате Юли так стояло дерево за окном, что бросило на стену тень, похожую на пса.
Еще у нас был вымышленный персонаж Антонио. А как утвердил актера, он говорит: "Так это же мой никнейм в Фейсбуке". Я думал, он Анатолий. Я этого не знал. Вообще имена не запоминаю.
В одной сцене вообще упало зеркало. Это было абсолютно незапланированно. А мы как раз хотели передать ощущение присутствия умершего. Поэтому у нас много странных кадров сверху. Но мне чего-то не хватало. И вот как оно произошло. Я прямо показал место, где актриса должна представить, что стоит погибший. Камера, начали. Она подходит. И зеркало падает. Да так, что мы видим отражение того парня. Пространство помогает, когда видит, что люди верят в то, что делают.
Специально почти нет музыки?
- Все, что мы слышим, должно работать на историю. Не добавляли ничего лишнего. Поэтому музыка только в нескольких моментах. Аккуратными маленькими мазками.
В сцене в баре звучит песня Кузьмы Скрябина. Это его последний трек. Идею подкинул монтажер. Год не знал, что в ту сцену поставить. А тут придумали за одну секунду. Уже через неделю получили добро от жены Скрябина. Очень хорошо пообщались со Светланой. Ей знакома эта тема. Тоже находилась в такой ситуации.
Почему видео Дениса обрывается на фразе "Слава Украине"? Недоговаривает лозунг.
- Я не хочу зрителя ни в чем убеждать. Это лучший способ испортить фильм. Хочется с ним легко общаться. А он уже сам выбирает, верить ли. Целая фраза ничего бы не дала, а оборванная уже работает. Не случайно же вы об этом спрашиваете. Все и так знают, что он сказал. Мы на самом деле эту фразу слышим дальше. Для нас она закончена. Но для фильма хотелось недосказанности.
Каждый персонаж рано или поздно получил по морде. Хотя уже мирное время, после войны.
-Это визуальные последствия их переживаний. Нельзя просто забыть то, что было. Шрам может не болеть и не кровоточить, но этот знак остается.
Опять же в фильме война закончилась, но военных стало больше. Не чувствуется радости.
- По сюжету война завершилась только несколько месяцев назад. У нас нет дня победы. Еще не празднуют. Хотелось бы все гораздо веселее. И сцена о другом. Во многих окошках - люди, которые вернулись с войны. Продолжают дальше жить. А часть не знает, что их ждет. Хотелось бы опять таки универсальности. У европейцев же нет войны. Возможно и не будет. Ситуация, когда женщина является тенью мужчины, им больше знакома. Своих проблем у них достаточно.
Из-за универсальности нет конкретики относительно того, с кем боевые действия? Что нас напала Россия. Неизвестно, кто победил.
- Нет, это там есть. В сцене в пабе смотрят телевизор. Там показывают, как люди возвращаются в свои дома на Донбасс. А в Крыму идут полным ходом проевропейские митинги. Крым будет украинским.
Вот конкретно о сцене в баре. Мне показалось, что героям был неинтересен сюжет по телевидению. Будто это их не касается, что это далеко. Дальше пили пиво.
- Нет, почему. Военный Олег реагирует. С этого начинается весь конфликт. Между Олегом и Максом. Каждый имел свое видение.
Это же из реальности взято. У нас в данный момент идет война с Россией. А если выйти в центр Киева или Львова, не зная контекста, никогда не скажешь, что в этой стране идет война. И народ уже устал от этого. Не хотелось бы уже о войне говорить. Но на это имеют право только люди, которые с нее вернулись.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фильм "Военные каникулы" рассказывает, чем подростков привлекает патриотизм
В "Атлантиде" Валентина Васяновича события тоже происходят после окончания войны. Это уже тенденция? Хочется рефлексировать, якобы уже все.
- Ну это тенденция, потому что уже хочется мира. Все хотят, чтобы война закончилась. Но победой, без вариантов. Возможно, такие фильмы - глоток свежего воздуха. Давайте помечтаем. Я оптимист.
Опять же о столкновении в баре. Макс говорит "не все так просто" о Крыме. Это похоже на мем ватников с Facebook: "Не все так однозначно".
- Я этого аж так не закладывал в эту фразу. Это намек, что он тоже что-то знает о войне. Он СБУшник. Они ездят на Восток. Не все по кабинетам сидят.
Будем честными. Очень много можно вложить в эту фразу. Для меня однозначно, что Россия - это наш враг. А кто в этом виноват и как там на самом деле все - вот это уже "не все так однозначно".
Я был на Донбассе и в Крыму после аннексии. Снимали документальный фильм с польской режиссеркой. Он, кстати, победил на многих фестивалях. Я воевал больше камерой, чем автоматом. Но я не имею никакого подтекста, что что-то здесь не так. Всегда есть какие-то нюансы. Война неоднозначна. Она кому-то выгодна. Почему-то до сих пор продолжается, будем честны. Фильм не о войне, не о ее окончании и даже не о последствиях. Поэтому я не хотел бы это развивать. Это было бы совсем другое кино. Надеюсь, скоро снимем.
В "Атлантиде" все же "победа над Россией". А у вас формулировка "война закончилась". Это совсем разное.
- Немного другие реалии. У меня не было момента, когда я мог это так прямо сказать. Опять же не об этом фильм. Мне кажется, если по сюжету наши люди возвращаются на Донбасс, а в Крыму уже идут митинги, то понятно, кто победил.
Мне хотелось сделать этот фильм максимально легким. Я не боюсь. Я просто не хочу насильно вводить дополнительные элементы. Не от этого зависит патриотизм ленты. Здесь и так все понятно, мне кажется. Уже весь мир знает, что у нас на Донбассе происходит. А если думает иначе, то для них звучит слово война.
2016-го Тарас Дронь в сотрудничестве с польской режиссеркой Анелой Астрид Габриэль создал документальный фильм "Коли цей вітер стихне"" про оккупированный Крым. Лента победила на фестивале в Амстердаме. 2018-го снял комедию "DZIDZIO Перший раз".
Комментарии