Ексклюзивы
четверг, 11 июля 2013 19:12

"Время украинской драматургии постепенно наступает"

"Время украинской драматургии постепенно наступает"
Стас Жирков на свадьбе выполняет функции тамады. Фото: wedding.uа

Второй год подряд киевский театр "Открытый взгляд", созданный однокурсниками университета культуры, получает театральную награду "Пектораль".

С режиссером и актером "Открытого взгляда" 26-летним Стасом Жирковым разговариваем за кофе в девять утра, через час у него репетиция в "Молодом театре".

- Когда Андрей Федорович Белоус возглавил "Молодой театр", он, как человек прозорливый и интересующийся молодой режиссурой, предложил мне выбрать текст для постановки, рассказывает Жирков. - Разумеется, что за молодыми будущее. За 3 месяца представление было сделано - это нормальный срок. В Киеве только в "Молодом" приглашают что-то ставить.

В других театрах это произойдет когда поймут, что директор или худрук прежде всего должен быть менеджер, который умеет разглядеть сияющие камни в общем потоке. Плюс это очень важно для людей, которые идут в эту профессию, потому что если ты не понимаешь для чего ты это делаешь не видишь людей которые делали это перед тобой, которых сейчас ставят в театрах, ты теряешь веру в то что по окончании театрального вуза, получишь предложение, а у нас в основном так и происходит.

Вы ставите современные пьесы, но среди них почти что нет украинских.

Время украинской драматургии постепенно наступает. Мы стоим на пороге этого. Никогда не бывает так, что вдруг ты живешь-живешь ничего не делаешь и что-то хочешь получить. Для того чтобы выросло дерево нужно обработать землю, потом посадить туда зернышко, полить водой и ждать, ждать. То же в украинской драматургии, невозможно чтобы на черствой почве, совершенно не обработанной земли родилась качественная украинская драматургия. Хотя пьесы уже есть. Земля это та среда театральная в котором живет наша страна.

В России в начале нулевых произошел бум - появилось много молодых интересных авторов. У нас это происходит только сейчас. Абсолютный бриллиантом нашей драматургии была одесситка Анна Яблонская, к сожалению погибшая в Москве. В "Открытом взгляде" ставили ее "Семейные сцены". Каждая ее пьеса просится на сцену, думаю еще вернусь к этому автору. Еще есть Оксана Савченко, Дэн Гумений, Вера Маковей, Таня Киценко. Эти имена уже звучат. Имею информацию, если все будет нормально то в следующем сезоне два украинских театра выпустят две премьеры по Оксане Савченко и Вере Маковей. Читки их пьес уже происходили в Лондонском театре "Ройал корт". Если эти премьеры состоятся, то пузырь прорвется и мы получим интерес к украинской драматургии.

Но здесь есть общая проблема, потому что не бывает. если что-то болит, то проблема только с этим в организме. Это комплексная проблема питания и окружающей среды, так и в драматургии. Не может режиссер, которому 60 с чем-то лет, если он всю жизнь ставил классику, вдруг обратить внимание на современную драматургию. Для того чтобы ставили современную драматургию нужны молодые современные режиссеры в театрах. А сейчас в Киеве я назову полтора места, где бы обращали внимание на молодую украинскую режиссуру. Если посмотреть на статистику, то с начала сезона молодые выпускали спектакли только в "Молодом театре" - Андрей Май с "Комо", Антон Романов с "Невероятные истории любви", Саша Меркулов "Гогольмоголь из двух яиц" и я с "Любовью людей". Этот театр делает важные шаги - сеет зерна молодыми режиссерами, из которых вырастут деревья. В Театр Франко тоже пригласили молодого режиссера репетировать.

Почему полтора места в Киеве? В театре "Сузір'я" работает недавний выпускник Павел Юров?

"Сузір'я" всегда работал с молодыми режиссерами. Но это театр проектов, без постоянной труппы. А я говорю о классических академических театрах, и если они сейчас не поймут молодых режиссеров, в том числе молодых драматургов, без молодой крови ничего хорошего не бывает. Также могу отметить Центр Курбаса, театр "Открытый взгляд" поставил там спектакль "легкий способ бросить курить". Жаль, что Центр находится в конфликт поколений из-за смены руководства.

Какой должна быть современная пьеса?

Могут быть совершенно разные темы. Для меня важно, чтобы драматург не пытался объять обозримое. Обычно получается скучно. Иногда драматург пытается в спектакле сказать, как ему кажется, слишком много хочет сразу повлиять на мир, что-то изменить.

На мой взгляд, ни пьеса, ни тем более представление ничего не может изменить. Если представление не сыграеться, мир не остановится, людям не перестанут платить зарплату, хлеб не исчезнет из магазинов. Мы занимаемся не таким серьезным делом, как нам иногда кажется. В тексте меня интересует взгляд в центр человеческого существования, заглядывания в какие-то темные уголки души. Пьеса должна быть современной, не в погоне за какими-то знаковыми названиями. Современный текст быстрый, хорошо скомпонованный, текст в котором я вижу себя и вы можете увидеть себя, хотя прошлое у нас было разное. Тест который затрагивает вечные темы, но современным языкомж. Причем не нормативная лексика не является для меня современным языком.

Например "Семейные сцены" Яблонской - это история одного подъезда. К семейству возвращается отец с войны. Был наемником где-то в Африке, у него совершенно нарушена психика, он практически не общается с близкими. Жена изменяет с соседом, пока его не было, сын вообще не разговаривает - только палкой стучит по батарее, у них еще соседи, дед который Вторую мировую прошел, бабка, которая ветеринаром работает и немного выпивает. Все они пытаются найти какое-то счастье для себя, но, к сожалению ходят с закрытым глазами и ушами, не умеют услышать, увидеть тех, кто рядом.

Знаю, что первое действие пьесы "Любовь людей" автор написал для конкурса, когда пермиг, дописал другую, как вы нашли это произведение?

Есть несколько авторитетных драматургических конкурсов, и было бы неразумно не читать то, что они предлагают. Всегда этим занимаюсь, имею в голове до 12 названий, над которыми хотел бы поработать. Пьеса белоруса Богославского зацепила тем, что первое и второе действия очень отличаются. Это показывает путь персонажей, которые в свою очередь тоже очень любопытные. Могут выйти хорошие актерские работы, а для меня это важно. Потому актеры должны работать не за идею, а им должно интересно быть прежде всего самим.

Пьеса "Любовь людей" полна безысходности, одиночества, она о том насколько мы можем отступить от своих и общепризнанных принципов ради любви. Любовь - это развернутое понятие, для каждого оно свое. Важно понять где действительно чувства, а где подмена понятия. Если рассказывать сюжет кратко, это история милиционера в каком-то забытом Богом ПГТ. По долгу службы он вызывает к себе на прием в участок свою первую любовь. К этой женщине у него еще есть чувства, а у нее 7 месяцев как муж исчез. Его никто не может найти, а милиционер понимает, что и женщина не против вернуться к нему. Все вокруг начинают говорить ему что она ему не нужна, кто-то поддерживает. В этом казалось бы ни непритязательной, веселом сюжете есть жесткий поворот, который ставит все с ног на голову.

Где сейчас можно увидеть спектакли театра "Открытый взгляд"?

- Театр находится сейчас в достаточно не простой ситуации. Мы работаем в течение пяти лет, а городская власть не хочет на нас обращать внимание. Выделять хоть какое-то финансирование. Хотя мы без какой-либо поддержки взял 2 "Пекторали" в последний годах за лучший режиссерский и актерский дебют.

Продолжаем играть спектакли в "Киево-Могилянской академии", на сцене Центра Курбаса. Хочу акцентировать внимание на проблеме репертуара. Бывает детей целыми классами "загоняют" в театры. Им обычно показывают классический материал: "Наталка-Полтавка", "Кайдашева семья", "Назар Стодоля", что-то из Гоголя, Островского. Это, вероятно, хорошо, однако молодым интереснее увидеть на сцене историю о себе, а не только какого-то человека из другого века, которому к тому же сорок или пятьдесят лет и его проблемы не очень понятны школьникам или студентам.

В десятом классе мы изучали произведение "Преступление и наказание". Ну не может подросток понять Достоевского. А вот к нашему спектакля "Игра в жизнь" девушки и ребята сердцем тянутся. А учителя нам говорят: "Это произведение мы не изучаем в школе". Вероятно, потому, что автор Тендряков - советский писатель. Да причем здесь советский или нет, если это замечательное прозорливый произведение, вызывающее кучу размышлений. На спектакле школьники иногда плачут, потом говорят: "Да это же о нас. Мы тоже стоим на пороге жизненного выбора в жизни, впервые влюбляемся, у нас такие же проблемы".

Что бы хотели получить от киевской власти - помещения?

- У нас готовы все документы городского отдела культуры. С помещением было бы хорошо, но мы готовы сами что-то придумать. Просим виделить финансирование, штатное расписание на наш театр, чтобы люди, которые работают, получали зарплату. Это мизер по сравнению с тем, что получают киевские театры. В месяц нам достаточно 18 тысяч гривен. Знаю бюджеты, это меньше 2 зарплат Нацоперы Украины. Можно нам присоединить к какому-то культурному учреждению - музею, театру и мы просто будем использовать их бухгалтерию. Не привык стоять с протянутой рукой ,и у меня коллектив не пойдет на это.

Мы не получаем денег за свой труд и это очень трудно - понять зачем ты это делаешь.

Действительно, зачем?

Я себе часто задаю этот вопрос. Зачем играю в театре, ставлю спектакли и это занимает много времени, приносит мало денег. Для меня этот вопрос так остро не стоит, потому что у меня есть другие зоны, где я могу себе позволить зарабатывать деньги. Если бы вопрос стоял острее, я бы не занимался театром.

Жизнь... она заканчивается и ты никогда не знаешь когда это произойдет. А хочется жить счастливо, полноценно, обеспечивать свою семью и ребенка. Не могу себе позволить жить по перспективе - вот когда наступит такон золотое время, что я смогу ездить на курорты, путешествовать по Европе, куплю машину. Есть люди, которые умеют жить мечтами. Я 7 лет так существовал, с меня хватит. Жил в прок, работал бесплатно, на данный момент я не имею на это права. А театр для меня сейчас социальная позиция, вижу свой маленький, а может для кого-то и огромный вес, в такой сфере как киевский театр.

Стас Жирков известный в Киеве организатор праздников, ведущий корпоративов. Где вдохновение нужно больше - развлекать гостей на свадьбе, или объяснять задачу актеру в театре?

Это сообщающиеся сосуды. С улыбкой наблюдаю за людьми, которые с наглостью, повышенной бровью смотрят на эту ситуацию. Как сказал Булат Окуджава "когда мне кажется, что я большой, я иду на кухню мыть посуду". Не думаю что я великий режиссер, но чтобы не сойти с ума и не начать себе что-то надумывать, надо погружаться в различные сферы жизни. Очень рад, что в моей жизни так получается, у мне в один день нужно общаться с актерами и ставить серьезные глубокие задачи, а потом я должен в белом пиджаке и черной бабочке дарить людям счастье. Впитывается кучу информации, перетекает из одной сферы в другую. Это дает возможность шире смотреть на мир, знакомиться с новыми людьми, потом они приходят на представления и наоборот. Это дает возможность не засохнуть, понять, что значимость тебя и твоей работы не так важны, как кажется с точки зрения вселенной, но в данный момент важно чтобы все прошло именно так. Потому что настроение людей, которые тебя наняли на будущий год, зависит от тебя. Еще в университете нужно было зарабатывать деньги, начинал с организации детских праздников.

С первого курса пошел в крутую компанию, которая организовывала праздники для высшего эшелона, включая бывшего президента Украины, бывшего премьер министра. Работать с детьми которые ходят с 5 охранниками. Перед заходом с металлоискателями проверяли помещения, получал инструктаж. Всегда был на чеку, так это дети, с которыми ничего не может случиться, так что потом что-то случится с тобой. Запомнилось, что у Виктора Ющенко самый воспитанный, навеслиши, образованные дети из всех политиков. Единственные, для кого развлекал на украинском. Затем перешел на взрослую аудиторию. На корпоративах разное бывало - наши люди, даже если работают в серьезных компаниях, на халяву хотят гульнуть, так гульнуть. Готовых сюжетов оттуда вынес немало.

Все наблюдения использую в спектаклях. Поэтому, наверное, ставлю современную драматургией ,потому ечто не знаю как это делать спектакль примерно. Не понимаю как можно делать о людях, которых я не знаю, не видел никогда. И милиционер, и его любовь, и продавщица из магазина в "Любви людей" - все они встречались мне в жизни.

Сейчас вы читаете новость «"Время украинской драматургии постепенно наступает"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

7

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі