
Режиссер и актер Ахтем Сеитаблаєв, который в позапрошлом году снял первую полнометражную художественную ленту о крымских татарах "Хайтарма", работает над фильмом об обороне Донецкого аэропорта "Киборги". Режиссер утверждает, что много героических событий этой войны, которые стали уже легендами, нужно показать в кино по горячим следам.
Запрет на российские сериалы в телепрокате побуждает режиссеров снимать больше украинского продукта?
За неимением российского заменителя каналы начали снимать очень много украинского контента. Сам только что закончил сниматься в сериале "Центральная клиническая больница". Драмеди на фоне профессии. Настоящие врачи, наверное, с улыбкой отнесутся к тому, как именно мы там "делаем операции". Но хотим показать человеческие отношения, любовные треугольники, поиски себя. Это труд восьми месяцев.
Начали снимать 24-серийный фильм про человеческие истории, связанные с дорогой. Это вертикальный сериал. У нас нет сквозных героев. Каждая серия — это новая история и новые артисты, причем все украинские. Надеемся, что это будет палитра человеческих историй, разных по жанру — среди них есть и драмы, и мелодрамы, и детективы, и хорор. Хотя мы и ограничены в бюджете для такого рода продукции. Каналы могут выделять определенную вилку: это вариации от 20 до 50 тысяч долларов за серию. Деньги в кино — это кровеносная система: от сценаристов, реквизита и техники.
С сериалами, видимо, в этом плане легче, по сравнению с полным метром.
Сериалы разнятся. Тем более, что сейчас этот жанр на пике популярности, и поэтому становится все более качественным. Многосерийность позволяет показывать истории более объемно. Посмотрите, как много в мире появилось качественных высокобюджетных сериалов.
Как дела с этим в Украине?
Мы живем сейчас в очень сложное время. Частично запрет на показ российских фильмов сыграл свою роль в том, что происходит определенный бум съемок отечественного кино. Мы с одной стороны — вынуждены, потому что нет российского заменителя. А с другой — у общества появился запрос на собственных героев. Много контента, который сейчас снимается, - прямой заменитель российского: это сериалы про милицию, следователей. Но мы все-таки стараемся отойти от криминального подтекста и сосредоточиться на чисто человеческих историях. Хочется сделать оригинальный продукт, чтобы почувствовать глоток свежего воздуха — способ съемки, музыкальное оформление, новые лица на экране, или сама тематика.
Есть востребованность на особые темы и новых героев у зрителя? Или он готов потреблять полный эквивалент русского контента?
Во-первых, мужчинам всегда интересно посмотреть на то, как человек на экране делает настоящие поступки, даже в быту. Чтобы сравнить с собой: смог ля я бы так же? Маскулинное кино про суперменов и людей, которые в силу профессии ежедневно сталкиваются с необходимостью делать выбор, всегда будет актуально. Радует, что теперь мы в нем не стесняясь показываем свою страну — уже не прикрываем номерных знаков на машинах, показываем в кадре узнаваемые ландшафты городов. Не понимаю, зачем делать вид, что снимаем в каком-то городе N, если это Киев.
Почему была такая практика?
Кино нужно было продавать в Россию, а там не известно как отнесутся к тому, что в кадре машина вдруг проедет мимо украинского флага. Каждый принимает свои решения то ли с точки зрения бизнеса, то ли с точки зрения убеждений. Я не принимаю такой формы сотрудничества, когда ты должен снимать так, словно тебе стыдно за свою страну: скрываешь все ее приметы, и обязательно должен взять какое-то количество российских актеров, иначе российский канал это не купит.
Российские каналы продолжают покупать украинское кино?
Давайте назовем вещи своими именами: только три, максимум четыре канала способны купить и сделать рентабельным твой продукт — ОРТ, РТР, СТС, НТВ. Нет в России народных каналов, и украинские фильмы, которые продаются в Россию, транслируют те же каналы, которые ведут против нас идеологическую пропаганду. Лично я не представляю сейчас своего сотрудничества с российскими каналами, которые являются рупором фашистской идеологии. А только такими они там и есть.
Украинское кино может заинтересовать зарубежье по другую сторону границы?
Теоретически да. Смотрю, что идет на их экранах. Наши сериалы и телемуви часто на порядок выше чем польские и немецкие. Другое дело — чем их заинтересовать? Основная проблема кроется в головах. Потому что в течение всего времени независимости подавляющее количество контента украинские продакшн производили по заказу российского телевидения. Эта практика давала им заработок, но совсем отбила желание искать другие формы, других стран-партнеров. Условно говоря, вас присадили на нефтяную иглу - и чего вам дергаться? Сейчас у крупных бизнесменов по спине течет холодный пот: они не знают, как жить дальше при отсутствии российского рынка.
В стране идет война. Люди хотят видеть на экранах новых героев?
В обществе появился запрос на собственных героев. Сейчас рождаются не только новые герои, но и новый эпос - уровня казачества, новая украинская мифология. Хочу по горячим следам снять фильм "Киборги" - об обороне Донецкого аэропорта. Это ведь уже легенда. Наталья Ворожбит пишет сценарий. Снимем 4 серии для телевизионного показа и полный метр для кинотеатров. Все персонажи истории списаны с реальных прототипов, только некоторые образы собирательные. Я веду программу "Храбрые сердца" на 2+2, одна из наших передач была посвящена киборгам. Пришли 9 человек совершенно разных профессий. Среди них был театральный режиссер Андрей Шараскин — боец Правого сектора с позывным Богема, был 19-летний мальчик с позывным Цезарь, который за три недели сдал все нормативы спецназа, был доцент ИТ-технологий, был политолог. Эти люди перемалывали российский спецназ в Донецком аэропорту. Преступление не снять об этом кино. Хотим показать рождение новых людей новой страны.
Когда встречаю молодых людей 20-ти лет, которые в сыновья мне годятся, и которые уже прошли войну, хочу, чтобы они пришли к власти. Много персонажей нынешней власти погрязли в прошлом: все связаны если не по бизнесу, то по кумовству, у них там папочки друг на друга есть. Складывается впечатление что всех новых людей, которые приходят во власть, там облучают - настолько они потом меняются.
Комментарии