Ексклюзивы
пятница, 26 апреля 2019 21:45

"В Украине одна личность уже ничего не решает" - Сергей Лозница

"В Украине одна личность уже ничего не решает" - Сергей Лозница
Режиссер Сергей Лозница за фильм "Донбасс" получил три награды Национальной кинопремии "Золотая дзыга" . www.facebook.com/uafilmacademy/

Три золотых "Дзыги" в главных номинациях вручили режиссеру Сергею Лознице. Награды за лучшую режиссуру, сценарий и лучший фильм получила его картина "Донбасс".

— Всегда мысленно возвращаюсь к вопросу одной австралийской журналистки, — говорит Сергей Лозница. — Она сказала: "У вас, наверное, замечательная фантазия. Вы придумали такой удивительный мир ". Говорю: "Я ничего не придумал, это практически подстрочник. То, что я сделал — это немного организации материала ". На что она посмотрела и сказала: "Я уверена, что люди в принципе так жить не могут. Вы просто скромный".

Это натолкнуло меня на мысль: мы очень давно, на всем пространстве бывшей Российской империи, живем в таком макабре. Все, что раньше было в сказках, в недосягаемости, в аду — выйшло оттуда и стало частью повседневности. Эти привидения бродят, вы сталкиваетесь с ними в жизни, а также участвуете в этом ритуале. Подобных монстров я в фильме описываю. Наша задача — не только режиссеров, сценаристов, культуры в целом — загнать этих монстров назад. Там, где им положено быть — в сказках, художественных произведениях, в аду. Когда снимал "Донбасс", я пытался их поймать, определить, и отправить обратно — чем и продолжаю заниматься.

Журналистка в Австралии совсем не может поверить, что человек может так жить.

Журналистка в Австралии совсем не может поверить, что человек может так жить. А мы не можем поверить, что можно иначе. Возможно, это в силу колоссальной травмы, которую мы все пережили в последнее время.

Лента об Украине и не так проста и однозначена, как кажется. Многие ошибочно восприняли этот художественный фильм как документальный. И ошибочно читали название "Донбасс" прямо — как описание территории. Обе версии ошибочны. Это художественное кино, которое имитирует документальное — и на это есть причина. Так же это не описание территории. Эта территория существует не в жизни, а в подсознании, и она так проявляется.

Над чем сейчас работаете?

— Фильм "Бабий Яр" мы будем подавать на следующий питчинг Госкино. Сценарий уже готов. Если все будет хорошо, будем снимать в следующем году. Сейчас работаю над документальной картиной "Похороны Сталина".

Когда снимаю фильм о прошлом, я делаю его о настоящем.

Время — понятие относительное. Когда делаю фильм о прошлом, я делаю его о настоящем. Ведь в прошлом столько же современного, сколько и прошлого. И "Блокада" — это фильм о всех нас, переживших этот ужас. Поэтому еще этот ужас до сих пор присутствует, он не осознан и не понят. Он как трагедия, как травма принадлежит нам всем. Поэтому стараюсь искать темы, которые существуют сейчас, они совсем не архаичны. Именно потому, что ничего не изменилось и время стоит, здесь начинает что-то происходить, сдвигаться.

Для современной Украины могу взять воспоминания 1917-19-х годов и найти немало аналогий. Например, в рассказах Валерьяна Пидмогильного, воспоминаниях Романа Гуля (офицер войска Скоропадского, был пленен петлюровцами во время боев за Киев, впоследствии эмигрировал — Gazeta.ua) — у него прекрасные воспоминания о том, как Петлюра брал Киев, а Скоропадский бежал. Когда снимаете игровую картину, неплохо иметь дистанцию. Фильм о том, что произошло здесь и сейчас, сложно воспринимать, ведь есть степень ошпарености этим событием. Дистанция позволяет смотреть спокойнее.

Это моя первая награда за сценарий и вторая "Дзыга" за режиссуру. Очень надеюсь, что в следующий раз среди нас будет Олег Сенцов. То, что он мог, Олег уже сделал — проявил свое мужество, волю, достоинство. Теперь многое зависит от нас и от политической воли.

Наша реальность — это документальный фильм наоборот. Почему украинцы поверили в роль актера, который сыграл идеального президента?

— Это совсем другая история. Не думаю, что Зеленский попал туда, куда попал, только потому что он сыграл роль президента. Созрела ситуация, когда этой власти, этим лицам уже никто не верит. А он говорит простые и ясные слова. Не знаю, что за этим стоит, но это глоток свежего воздуха.

Ну а что, разве не талантливый человек? Я много делал фильмов, это моя профессия — следить за каждым микродвижением лица или тела. Ни от одного президента Украины я таких шуток не слышал. Это нужно уметь так сказать и придумать. И с чувством юмора здесь все в порядке. Когда говорят, что это все искусственно созданное, пиар, они забывают важную вещь: образ президента вообще, как и образ Порошенко — тоже искусственно создан, пиар. И ему придумали те точки, на которые надо давить. Почему мы не начали с Томоса в 2015 году? Почему он прямо под выборы, этот Томос? А что за пять лет освободить Олега Сенцова — нет сил или воли? Ну, выйди и скажи: "Я не могу освободить Олега Сенцова". Если ты не можешь освободить Сенцова, моряков, которых ты послал, закончить хоть что-то сделать с этой войной, ты должен сказать: Извините, я попытался, пять лет у меня было, а теперь делайте, что можете. Может, кто-то другой сможет.

Украину никто не оккупирует не потому, что президент такой храбрый. А только потому, что здесь никто не примет этой оккупации.

Здесь очень важна личность. Отношения между президентами — это большой образом личные отношения. И если они зашли в тупик, то чего нам ждать? Мы не можем прорыть океан между Украиной и Россией. Мы можем только сдерживать и осуждать агрессию. Украину никто не оккупирует не потому, что президент такой храбрый. А только потому, что здесь никто не примет этой оккупации.

Чем дальше развивается Украина, тем меньше и меньше шансов с ней что-то сделать. И эти выборы просто поражают: в России себе такого нельзя даже представить. Сам факт, каким образом эти выборы проходят. И что эти украиноязычные — как их называют "бандеровцы", "хунта" — выберут русскоязычного президента с востока. Никогда, это невозможно в России. Это совсем подрывает весь российский концепт пропаганды.

Независимость — это независимость каждого. Это воля людей. И люди показали свою волю, когда стояли на Майдане

Мы живем сейчас в интересное время — не надо этого бояться. Нас пугают. Постоянно слышу, что после выборов произойдет нечто несусветное, что мы потеряем независимость. Независимость — это независимость каждого. Это воля людей. И люди показали свою волю, когда стояли на Майдане, когда не боялись идти против автоматов со щитами и палками. Все. Это очень важный акт, событие, определившее все на долгие годы. Президент — тот или иной, пятый, девятый — не надо сводить все к одной личности. В Украине, слава Богу, одна личность уже ничего не решает. Нравится он вам или нет. Будет общественное мнение, общественные организации, ему этого не дадут. Почему Порошенко действовал так, как действовал - потому что общество на него давило. На этом вулкане политик находится под очень серьезным давлением разных сторон.

Постоянно слышу реплики — "ужас". Я не вижу ужаса. Меня наоборот радует то, что происходит. Потому что мы даже во сне не могли себе представить, насколько здесь расцветет гражданское общество. Никто не сказал, что эти выборы — это какая-то махинация. Это практически невозможно, когда власть этим не пользуется. Надо отдать должное тому, кто идет. И смотреть, чтобы это сохранилось дальше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Донбасс" признан лучшим украинским фильмом

Режиссер Сергей Лозница родился 5 сентября 1964 года в белорусском городе Барановичи Брестской области. Вырос в Киеве, себя называет киевлянином. 1987 окончил Политехнический институт по специальности "прикладная математика". Работал в Институте кибернетики, изучал системы принятия решений и проблемы искусственного интеллекта. Переводил с японского. В 1991-м поступил на режиссуру игрового кино во Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве. С 2000 - режиссер Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. В том же году стал стипендиатом Nipkow Programm в Берлине. 2001 переехал с семьей в Германию. Многие международных наград принесла лента "Блокада", смонтированная с кинохроники блокадного Ленинграда. 2010-го "Счастье мое" стало первым украинским фильмом, который попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля. Все четыре игровые картины - "Счастье мое", "В тумане", "Кроткая", "Донбасс" - были представлены в Каннах. Там состоялась и премьера документальной ленты "Майдан", которую впоследствии показывали в прокате в США и странах Европы. В Украине зрители вставали петь гимн - вместе с героями на экране.

Сейчас вы читаете новость «"В Украине одна личность уже ничего не решает" - Сергей Лозница». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі