В психиатрической больнице в Филадельфии, США, оказываются 3 человека с экстраординарными способностями. Дэвид Данн (Брюс Уиллис) имеет неуязвимое тело, чрезвычайную физическую мощь и может прикосновением увидеть грехи человека. Кевин Венделл Крамб (Джеймс МакЭвой) имеет множественное расстройство личности, и одна из его личностей - зверь с нечеловеческой ловкостью и силой. Элайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон) имеет патологическую ломкость костей и гениальный интеллект. Всех 3 власти считают опасными для общества, по сюжету фантастического фильма "Стекло". Идет в украинском прокате с 17 января.
"Стекло" - третья часть авторской кинотрилогии американского режиссера индийского происхождения М. Найта Шьямалана. Предыдущие 2 ленты - "Неуязвимый" 2000-го и "Сплит" 2016 года. В первом фильме Шьямалан рассказал сразу 2 истории становления. Охранника Дэвида Данна - единственного из 132 пассажиров, выживших в железнодорожной катастрофе. И коллекционера и знатока комиксов Элайджи Прайса, который выдвигает теорию о существовании супергероя в реальном мире. Во втором фильме режиссер представил персонажа Кевина Венделла Крамба - серийного убийцы с 24 личностями внутри.
И вот, наконец, кинопроект с 19-летней историей разработки полностью воплотился в жизнь. Теперь все 3 действующих лица собраны в одном месте. Для понимания фильма "Стекло" просмотр предыдущих частей не только желателен, а критически важен. Третья лента не просто продолжает историю ключевых персонажей, но и тесно связана по содержанию событий и неоднократно ссылается на другие 2 части. В то же время Шьямалан не разжевывает все подробности для нового зрителя, а развитие действия активизируется буквально с самого начала.
В психиатрической больнице с главными героями проводит сеансы доктор Элли Степл (Сара Полсон). Она хочет поставить под сомнение их природу и представления о самих себе. Убедить троицу, что они не исключительные, а лишь бредят. Между тем Элайджа Прайс задумывает план побега. Он хочет освободить Зверя - самую страшную из личностей Кевина. Его цель - доказать миру свою супергеройскую теорию.
Главное предположение трилогии - что, если бы супергерои существовали не только на страницах комиксов. У Шьямалана мир ничем не отличается от нашего, кроме нескольких сверхлюдей в кадре. И даже касательно их сущности нельзя быть уверенным до конца. Персонажи начинают сомневаться в самоидентичности. Режиссер любит водить за нос и своих персонажей, и своих зрителей.
Автор будто рассматривает придуманных им супергероев под микроскопом. Его не волнует боевик с большим количеством спецэффектов и мало интересует масштабное изображение мира. Основные вопросы другие. Что определяет мышление и поведение супергероев. Как они видят окружающую среду и свое место в ней. Есть ли что-то человеческое в этих сверхлюдях. И наконец, почему они вообще стали теми, кем они есть.
Некоторые из этих вопросов останутся открытыми. В конце к ним добавятся несколько новых. Но это Шьямалан. Он не только обсуждает заявленные вопросы, но и обожает удивлять. Будто играет со своей аудиторией. И просит довериться его собственному видению. А оно не всегда очевидно и далеко не всегда удовлетворяет зрителя, который построил определенные ожидания.
А еще автор играет с самим жанром супергероики, толкует его характерные черты, комментирует формулы. Он явно очень интересуется этим жанром и, возможно, любит его. А еще постоянно пытается опережать развитие жанра, практически доводить до абсурда его приемы. Результат - совершенно нетипичный и одновременно самый что ни на есть типичный кинокомикс.
Насколько этот результат удачный? Четкого ответа здесь не будет. "Стекло" привлекает развернутыми рассуждениями и смелой концовкой, которая, правда, вызовет совершенно противоположные реакции. Содержит несколько напряженных сцен как хороший триллер. А актерская работа Джеймса МакЭвоя, который передает два десятка различных личностей в одной, просто не имеет себе равных. Но фильм заметно затянут, перегружен и слишком медленный. Хотя и все равно ухитряется, например, оставить мало работы для Брюса Уиллиса и его персонажа.
Такое впечатление, что Шьямалан имеет классные идеи и даже знает, как их выразить. Только вот часто не представляет, как построить полноценный совершенный сценарий на основе этих идей. А еще важна драма. Кроме философствования, именно персональная драма была самым сильным смысловым аспектом ленты "Неуязвимый". А вот в фильме "Стекло" как раз с драмой Шьямалан не додавил.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мэри Поппинс вернулась через 25 лет
2018-го вышло немало достойных внимания лент. Некоторые из них остались незамеченными. Gazeta.ua подготовила подборку 10 фильмов 2018-го, которые вы, возможно, пропустили.
Комментарии