Ексклюзивы
пятница, 26 июля 2013 16:30

"Современные фильмы стали жестокими, а зрители - отстраненными" - живой классик чешского кино

Автор: Фото: Евгений Гурко/OpenSpace.ru
 
Одним из почетных гостей нынешнего Одесского кинофестиваля стал классик чешского кинематографа Иржи Менцель. В рамках кинофорума он презентовал свою старую ленту "Поезда под пристальным наблюдением", которая в свое время была отмечена "Оскаром". Кроме того его картины неоднократно становились победителями и призерами престижных кинофестов в Берлине, Венеции, Карловых Варах и т.п.

Несмотря на перенасыщенный график пребывания Иржи Менцеля в Одессе, нам все же удалось с ним встретиться и расспросить о том, как создавалась всем известная его картина "Жизнь и необычные приключения солдата Чонкина", о состоянии дел в современном кинематографе и о том, как с десятилетиями изменились кинозрители.

- Одна из ваших самых известных лент - "Жизнь и необычные приключения солдата Чонкина". В этом фильме вы пытались создать своеобразный аналог бравого солдата Швейка?

- Мне не нравится сравнение Швейка и Чонкина, ведь Владимир Войнович, который написал произведение о приключениях второго - написал его более гуманно, более сердечно. "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" был снят по заказу. Сначала я не хотел браться за эту ленту из-за того, что она была слишком русская по духу. Поэтому логичнее было, если бы ее снял российский режиссер. Однако в этом фильме много иронии над русскими людьми. А русские не любят, когда над ними шутят иностранцы. Поэтому английский продюсер этой картины обратился ко мне. Мы снимали на советской военной базе, которая располагалась рядом с Прагой. К счастью она к тому времени уже не функционировала. Однако, когда военные оставляли это место - они его заминировали. И перед началом съемок нам пришлось разминировать поле, на котором проходила работа над лентой. На этом месте мы построили русскую деревню, которая впоследствии поразила самих россиян, приехавших на съемки. Единственное, что им показалось неправдоподобным, это толстые откормленные коровы. В России они не такие жирные.

- Почему сегодня трудно встретить в кинотеатрах современное чешское кино?

- В кинотеатрах по всей Европе сегодня показывается много такого кино, которое как по мне есть полным говном. Оно оккупировало репертуары кинотеатров буквально по всему миру. В чешском кино последних лет есть замечательные детские сказки и комедии.

- Какие темы актуальны для сегодняшнего чешского кино?

- В последние годы людей все меньше по настоящему интересуют какие-то серьезные проблемы. Поэтому, и массовое кино стало очень поверхностным. Трудно определить какой-то один набор тем в современном чешском кинематографе.

- Чем отличается кинематограф последних лет?

- В целом, кино последнего десятилетия становится все дальше от людей. Чем добрее фильм - тем больше его критикуют.

- Фильмы вашего поколения показывали ужасы социалистического режима. Как вы считаете, почему сегодняшнее поколение чешских кинематографистов стало менее критическим и уже не столь остро показывает недостатки своего времени?

- У нас есть только несколько режиссеров, которые пытаются критиковать сегодняшнее состояние дел в Чехии. Сейчас в моей стране настолько же плох капитализм, как и социализм в советские годы. Я принадлежу к тому поколению, чьи деды были закрепощенными. То же самое может сказать большинство моих ровесников из Украины, России и т.д. Нас всех воспитывали люди, которые всю жизнь зависели от некоего господина или хозяина. И это к сожалению у нас осталось. Поэтому современный человек стал нерешительным и несамостоятельным. Поэтому не имеет смысла надеяться на тех, кто сверху. Современным людям не хватает уверенности. Сначала каждый человек должен воспитать в себе самостоятельность - и только потом можно будет говорить о демократии.

- Как изменился кинозритель за последние 50 лет, с тех пор, как вы только-только начинали свой творческий путь?

- Зритель за это время стал более агрессивным и отстраненным. Большую роль в этом сыграло то, что в последнее время все больше лент открыто демонстрируют насилие. И это существенно влияет на тех, кто создает кино. То, что тогда в кино могло шокировать и спровоцировать скандал - сегодня выглядит просто невинно. Популярное кино становится более строгим и циничным. Однако воспринимайте мои слова просто, как впечатление старого человека...

- Можно ли в современном мире заниматься авторским кино и при этом не изменять своим принципам и творческим убеждениям?

- Режиссеры любой эпохи сталкиваются с этим вопросом. Все лучшие произведения искусства создавались прежде всего не для того, чтобы их авторы удовлетворили свои амбиции, а именно потому, что они кому-то были крайне необходимы. Фильмы создаются прежде всего для зрителя, а не для самих режиссеров. Художник должен быть честным перед обществом, только в этом случае у него будет чистая совесть. Однако это не легко. Моя мать была швеей, которая создавала одежду для богатых людей, а мой отец был интеллектуалом. Поэтому когда я только начинал снимать кино, то пытался снять такие ленты, которые было бы интересно смотреть обоим моим родителям. Этого правила я придерживаюсь с первой своей постановки.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые ваши и другие чешские фильмы показывают в Украине, нарушая авторских прав? Имеются в виду показы фильмов в киноклубах, на провинциальных телеканалах т.п.

- Это ужасно, но, к сожалению, я ничего не могу с этим поделать.

- На своем мастер-классе вы упоминали один сказочный мотив о трех орешках, раскусив каждый из которых, можно загадать желание. Если бы к вам в реальной жизни попали эти три орешки, какие бы желание вы загадали?

- Сценарий к фильму, в котором появляются эти три орешка, был написан именно для меня. Я должен был снимать эту ленту, однако из-за того, что не был членом коммунистической партии - у меня забрали этот сценарий и отдали его режиссерам, которые были членами партии. Мне горько вспоминать об этой ленте. Я бы хотел загадать много желаний. Однако, прежде всего я бы хотел, чтобы зритель стал более воспитанным...

Сейчас вы читаете новость «"Современные фильмы стали жестокими, а зрители - отстраненными" - живой классик чешского кино». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі