В этом году лучшим в номинации "изобразительное искусство" комитет Шевченковской премии назвал художника Анатолия Криволапа с циклом картин "Украинский мотив". В него вошли 50 абстрактных пейзажей.
"В начале 1990-х Анатолий Криволап с другими украинскими художниками из группировки "Живописный заповедник" имели выставку во французской Тулузе, - комментирует победу Криволапа киевский искусствовед Дмитрий Горбачев. - Тогда мой французский коллега сказал, что увидел лучшую живописную школу Европы. В то время крупные западные художники перестали заниматься живописью. Перешли в новые жанры - перформанс, инсталляцию, видеоарт. А у нас, через определенную отсталость, этого не было. Этот недостаток стал преимуществом - мы сохранили сильную живописную школу, в то время как Европа начала наверстывать упущенное.
Теперь там снова возвращаются к яркой, красочной, насыщенной живописи, как говорил Малевич, "цветопись". Картины Криволапа экспрессивны. Насыщенные контрастные цвета дают напряжение. Думаю, на современного Криволапа больше всего повлиял Казимир Малевич, который был так же абстракционистом. Знаю, что Анатолий имеет к этому художнику особый пиетет".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стали известны лауреаты Шевченковской премии 2012 года
Того года, после аукционных торгов в Нью-Йорке, Криволап стал дважды дорогим современным украинским художником.
"Раньше слова "Украина" на аукционах не было. На Западе мне говорили: "Услышав название "Украина", думали, что это название музыкального инструмента - некая "окарина". На аукционах Криволап фигурирует именно как украинский художник, а не советский, ранее это было равно российский", - рассказал Горбачев.
По его мнению, лауреатами Шевченковской премии всегда становились мастера высокого уровня.
"Хотя бы вспомнить Николая Глущенко, или соцреалиста Виктора Пузырькова. Работа последнего "Сталин на крейсере "Молотов" всегда попадает в альбомы об искусстве тоталитарных режимов, которые выдают на Западе. Картина сделана технически совершенно. Среди официальных художников к премии номинировали лучших. Но тогда не обращали внимание на модернистов. Их ругали, оплевывали!", - добавил искусствовед.
Комментарии