На днях в Национальном центре "Украинский дом" представили выставку проекта "Голоса". В течение месяца на фасаде здания Украинского дома будут размещены 9 плакатов украинских художников. Выполнены в формате полотен широкоформатной печати. Эти работы - ответ художников на полномасштабное вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года. Показывают мощь украинцев, поднимают боевой дух.
"Надеемся, они будут вдохновлять и поддерживать киевлян, которые все это время находились в столице или только вернулись домой", - написали на странице проекта.
В рамках первой выставки представили работы художников, работающих по разным направлениям и стилям: Даши Подольцевой, Антона Логова, Данила Галика, Олега Грищенко, Никиты Титова, Жени Полосиной, Александра Грехова, Екатерины Степанищевой, Алексея Сая и Ивана Сая.
Экспозицию с большими плакатами планируют менять ежемесячно.
Одной из работ, представленных на выставке, стал рисунок киевского художника Антона Логова "Ангел, переступающий через взрыв". Входит в серию рисунков-рефлексий на полномасштабное вторжение России в Украину. Антон Логов создал более 60 работ по этой тематике. Каждый день делится новыми изображениями в сети. Часть его иллюстраций, посвященных российско-украинской войне, участвуют в зарубежных и украинских выставках. Сейчас работы Логова показывают на выставках в Берлине, Барселоне, Валенсии, Вильнюсе, Львове, Киеве и других городах Европы.
Gazeta.ua поговорили с художником о символизме работы, которую представили на фасаде Украинского дома, о том, какие рисунки из военной серии наиболее эмоциональны для самого художника, а также о ряде работ с изображением президента государства-агрессора России – Путина.
"Ангел, переступающий через взрыв"
– Задумал серию, чтобы максимально распространять через соцсети. Создаю рисунок и сразу выкладываю его в интернет. Каждая работа – это месседж. Очень эмоциональная реакция на то, что происходит в Украине. Главной идеей было – создать работу и эту энергию, послание, документацию преступлений войны – говорить о них со зрителями на разных континентах.
Работа "Ангел, который переступает через взрыв", олицетворяет всех нас, украинцев, которые из-за полномасштабного нападения государства-агрессора России оказались в войне. Украинцы, проходящие все ужасы войны, драматизм – все же хотят сохранить позитивное чувство мира. В то же время, это и образ Украины. Наша страна сейчас как ангел – переступает через этот взрыв войны, двигается вперед. Проходит через разные препятствия, закаляется, но остается светлой. Для меня Украина – очень позитивная.
Наша страна сейчас как ангел – просто переступает через этот взрыв войны, двигается вперед. Проходит сквозь разные преграды, закаляется, но остается светлой
Работа аппликативная, почти как коллаж. Применил такую технику для того чтобы подчеркнуть максимальную выразительность. Фон вырезал из цветной бумаги, затем наклеил бумажную белую фигуру ангела. Дополнил графикой – линии воплощены акрилом и шариковой ручкой. Оригинал работы формата А4 – как альбомный лист. Все работы, которые я сейчас делаю, имеют такой размер. Для проекта "Голоса" рисунок с ангелом распечатали в формате плаката. Придумали почти интерактивную выставку – видел подобные вещи в Европе. Экспозицию можно увидеть не внутри выставочных центров, а на улице. Интересный формат, нужный, чтобы не только зритель, приходящий в галерею, видел произведения искусства. Здесь в виде больших баннеров, плакатов представлен взгляд на войну, общество в войне – с точки зрения художников.
"Ангел, который руками останавливает бомбу над Украиной"
– Сейчас в моей серии о войне около 60 работ. Начал создавать эти рисунки на вторую неделю вторжения. Первые почти 10 дней ничего не писал, занимался бытовыми делами, обеспечением защиты семьи. Пытался понять, что происходит. Тогда решили выехать из Киева в более безопасный в то время украинский город. Когда проехал много километров по Украине – увидел то, что вокруг войны: отчаянное настроение людей, настроение времени, настроение страны в целом. Как только добрались до места временного убежища – понял, что начинаю создавать серию. Знал, что она будет большая, именно в таком "дорожном" формате – на бумаге А4. Началась с рисунков с ангелами. Первым был ангел, который голыми руками ловит бомбу. Создал его в начале марта. Это была реакция в целом на то, что происходило в Украине, вокруг меня, чувствовалось в воздухе.
Когда проехал много километров по Украине – увидел то, что вокруг войны. Отчаянное настроение людей, настроение времени, настроение страны в целом
Эмоциональными получились работы, связанные с атаками на Киев. Когда начались взрывы возле моей мастерской, в районе, где я живу, было важно это выразить. Создал изображение разрушенного дома, обезображенного взрывами. Когда россияне попали в торговый центр "Ретровиль" на Виноградаре - пришел образ из картины "Герника" картины Пабло Пикассо (в 1937-м Пабло Пикассо создал картину "Герника" как реакцию на бомбардировку немецкими войсками баскского города Герника, произошедшее в апреле того же года. На картине - красноречивые образы людей и животных, кости, огонь, убийственное оружие. - Gazeta.ua). Так создал рисунок "Ракетный удар в Киеве" – трансформацию всемирно известного произведения.
Цветовая гамма работ постепенно менялась – в начале, в первых рисунках была желто-голубая, затем добавлялись красный, черный. Сейчас вообще больше красного, нейтрального белого фона. Вышло так, что серия полностью базируется на национальном цвете. Сине-желтый это национальная символика, и красно-черный тоже. Использовал их и до этого в своей абстрактной живописи.
Работа с трагедией Бучи
- Есть более конкретные работы, которые привязаны к преступлениям, которые совершили россияне в Буче, Мариуполе, Харькове. Они для меня особенно эмоциональны, вызывают сильную реакцию. Работа о жертвах Бучи была создана в первый день, когда в интернете начали появляться кадры, видео первого проезда. Тогда еще не было массовой информации о Буче. Увидел просто несколько фото, одно видео – на них тела людей, лежавших на дороге, расстрелянные. Сел и под влиянием эмоций, впечатление сразу нарисовал работу "Погибшие украинцы лежат на улицах разбомбленной Бучи". Вечером выложил ее в соцсети.
Работа о жертвах Бучи была создана в первый день, когда в интернете начали появляться кадры, видео первого проезда
На следующий день уже были массовые фотографии с жертвами в Буче. Так совпало, что моя работа в целом, заранее созданная, созвучна с реакциями в целом в мире. Ее многое используют для плакатов в акциях в поддержку Украины, для афиш выставок. Сейчас рисунок с Бучей войдет в книгу с украинскими произведениями войны, которую издают в Польше. Работа до сих пор вызывает у меня самого очень эмоциональную реакцию. Так же болезненно воспринимаю свои рисунки, посвященные ужасным событиям в Мариуполе – на эмоциях нарисовал сцену с выносом беременной женщины из разбомбленного родильного – полное название: "Беременная женщина, которую вынесли из обстрелянного роддома в Мариуполе и которая впоследствии умерла от травм".
Особенно эмоциональны для меня также работы, созданные после новостей, фото о массовых захоронениях в Мариуполе. До сих пор не могу спокойно смотреть на свой рисунок "Кладбище на детской площадке в разбитом ракетами блокадном Мариуполе". Изобразил, как жителей города хоронили в братских могилах и прямо во дворе домов, ставили кресты.
"Украинская девочка с куклой в Мариуполе"
- Очень много смотрю фотографии из Мариуполя, подписан на несколько каналов – постоянно возникают фото, информация, видео. Хотел посвятить рисунок теме детей на войне, поднять тему оккупированного Мариуполя. Создал как бы обобщающий образ из разных фото. Видим, что девочка в разбитом доме – там вылетели окна, внутри нет ничего положительного. Снизу пробегает только драматическая черная собака, а сверху светит черное солнце. Это тоже метафора, полностью привязанная к Мариуполю. Там сейчас разворачиваются драматические события.
Когда думал о том, что вскоре будет больше документальных свидетельств – постигнем масштабы трагедии – в воображении возник драматический образ ребенка
Мы не знаем, что происходит, в каком виде находится город, поскольку он захвачен. Когда думал о том, что вскоре будет больше документальных свидетельств – постигнем масштабы трагедии – в воображении возник драматический образ ребенка. Может, она осталась без родителей, может, родители отошли куда-то – и девочка осталась одна. Здесь можно трактовать по-разному. Главный месседж: сейчас со стороны России совершается геноцид детей. Наши дети на войне переживают очень драматические события, отражающиеся на психике. Сейчас они незащищены, дискриминируются, их унижают. Этот эмоциональный образ должен был прорисовать, передать напряжение, боль от осознания.
"Голос Мариуполя"
– На рисунке "Голос Мариуполя" изобразил музыкальную пластинку. Очень люблю слушать разную музыку, но сейчас включаю ее редко. Что-то на слух попадает – может быть, народные, наши песни войны. Задумал такую работу, чтобы напомнить, что голос Мариуполя – голос надежды и спасения – стал настолько постоянным, как радио. Постоянно слушаем эти новости. Изобразил его через метафору пластинки. Стал сигналом SOS настолько – что уже время записывать пластинки и их продавать, чтобы люди постоянно вспоминали о захваченном городе, о его спасении.
"Россиянка пришла в супермаркет за свежим мясом"
– В серии часть работ является месседжем для граждан России. Они живут обычной жизнью, ходят на работу, отдыхают, разговаривают о чем-то, смотрят телевидение, возможно, кино. Просто ведут какую-то обычную жизнь. Я себе не могу представить, как можно вести обычную жизнь, когда в Украине происходят ужасы на уровне Второй мировой войны, или даже хуже, геноцид. Как можно жить и планировать, возможно отпуск, поход в зоопарк, в кино с детьми. Это такая же ситуация, когда трудно представить обычную жизнь граждан в Германии из-за фашизма. Под влиянием таких размышлений он создал несколько эмоциональных работ. Среди них – "Россиянка приехала в Крым покупаться в море крови".
Россиянка пришла за мясом в супермаркет в России – складывает в тележку части человеческого тела
Так, россияне закрывают глаза на то, что Крым – это Украина, а война, которую Россия ведет против Украины – настолько кровавая. Еще один эмоциональный образ, направленный к россиянам и мировому сообществу – "Россиянка пришла в супермаркет за свежим мясом". Она пришла в магазин за покупками – и складывает в тележку части человеческого тела. Работа была создана на эмоции. Я увидел ее буквально. Главный месседж работы: тем, что граждане России ходят на работу, платят налоги, покупают продукты – они фактически спонсируют кровавую войну в Украине. Эта история вроде бы и аккуратно выглядит – на рисунке интеллигентная женщина, которая очень интеллигентно платит за войну.
"Крик путина"
- Говорят, что не только президент РФ Путин виновен в войне против Украины, возможно, вся Россия несет вину, а может, и весь мир. Или вся Европа. Но все же президент дает приказы, несет главную ответственность. Создал ряд работ с Путиным как авторский взгляд на актуальные события. Изображал его на горе из черепов, убивающего детей. На одной из последних работ изобразил, как президент РФ тонет в море крови.
Образы, картинки появляются сами. Еще в первые недели войны увидел Путина кричащим от отчаяния. Так переосмыслил картину "Крик" Эдварда Мунка. Крик – сильная эмоция, сейчас чувствую ее постоянно. У Путина эта эмоция тоже очевидно присутствует, поскольку все происходящее сейчас – не так, как было им спланировано. Все это понимают. Поэтому изобразил его буквально вопиющим от отчаяния, что не удалось захватить Украину. Картинка до сих пор актуальна. Рисунки с Путиным – месседж, прежде всего, к россиянам – чтобы задуматься, с кем и куда они идут. Знаю и о большой его поддержке в России до сих пор. Хочу подать его образ под другим углом. Россияне до сих пор смотрят рисунки в соцсетях, в Instagram. Часто комментируют из разных аккаунтов.
Современные художники часто обращаются к известным картинам. Тот же Пикассо обращался к Веласкесу, трансформировав его образы. В мою военную серию также вошли ряд омажей (омаж - работа-подражание - Gazeta.ua). Какие-то военные события происходят в Украине – и картинка просто возникает у меня перед глазами. Также переосмыслили работы Пикассо, Малевича, Петрова-Водкина. Это мини-тема в большой теме. Базируется на истории искусства. Перенос очень сходен по эмоции. Одна из последних работ – "Украина с головой путина". Является определенным переосмыслением полотна Сан-Микеле-Арканджело итальянского художника Пьеро делла Франческа, датируемого 1454-1469 годами. На картине – святой Михаил с головой монстра, которую только что отсек.
– Сейчас чувствуется интерес со стороны европейцев, иностранцев. Будем думать, что это не показательное любопытство – люди действительно переживают за свое будущее. Мне постоянно пишут – знакомые и близкие, находящиеся за границей, а также многие незнакомые люди, которые просто есть у меня в друзьях в соцсетях. Выражают свое сочувствие, поддерживают. То, что в мире сопереживают нам, дружески относятся к Украине – вдохновляет на дальнейшее творчество.
То, что в мире сопереживают нам, дружески относятся к Украине – вдохновляет на дальнейшее творчество
Уже больше месяца рисую в Киеве. Начинаю понемногу дополнять военную серию абстрактной живописью. Будет другой формат – не прямая эмоция, первая информация, а образ более взвешенный, осмысленный.
На картины военной серии есть обратный отклик – люди пишут, предлагают делать выставки, акции. Запрос есть из разных континентов – из Америки, из Британии, Европы. Работы сейчас представлены в галереях, в городах прямо на баннерах. Мои картинки путешествуют в формате принта, на месте их печатают. Оригиналы сейчас для меня очень важны. Хочу эти работы сберечь, издать в формате книги. Также не продаю подлинники – в таком случае предлагаю сделать еще один вариант.
Комментарии