На 47-м кинофестивале "Молодость" в рамках программы "Специальные события" состоялась украинская премьера фильма "Последнее путешествие Леандра" немецкого режиссера Ника Бейкер-Монтейса. Gazeta.ua предлагает свой обзор ленты.
"Я никогда тебя не полюблю. Если это устраивает - можем жениться" - именно так немец после Второй мировой сделал предложение 15-летней девушке. Что еще раз подтверждает, что наш герой еще тот фашист, как его ласково назовут позже.
92-летний бывший офицер вермахата Эдуард Леандр однажды вечером понимает, что его жена не просто уснула возле телевизора. Женщина умерла. И герой особых страданий по этому поводу не демонстрирует. После погребения хватает чемодан, пишет три слова дочери с внучкой, мол "До свидания. Еду в Украину", и спешит на вокзал.
Родственницы объявляют план-перехват. Внука пытается извлечь старика с поезда. И недаром тот воевал, потому что сдаваться не собирался. В результате оба плюс попутчик-украинец с русскими корнями Лев едут в Киев. По дороге Адель и новый знакомый забрасываются наркотиками и занимаются сексом в тамбуре. Утром все прибывают в Киев образца весны 2014-го года. Только отгремел Майдан. До аннексии Крыма осталось несколько дней.
Немецкий режиссер Ник Бейкер-Монтейс подарил украинцам возможность увидеть себя со стороны. Наши улицы, людей, отношения. Взгляд этот объективным назвать нельзя. Но ему веришь. И такая лента может стать зерном, что упадет в благодатную почву. В период, когда вся страна начала сомневаться в "большой Победе" Бейкер-Монтейсу есть что нам сказать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как переспать с 20-летним, если тебе сорок: обзор фильма "Душа компании"
Германия давно знает и демонстрирует свою позицию: "Мы виновны, и нам стыдно". Режиссер эту вину и не снимает. Его герой так и говорит: "Убивал, расстреливал, отдал приказ". Но бросает напоследок "а кто же не убивал?". С намеком, что времена были такие. И долгие годы однобокого взгляда на Вторую мировую, пока не дают нам возможности признать войну, как дело полностью гнусное.
Хотя на самом деле Украина является лишь фоном для основного театра событий. Но даже в этом просматривается склонность к нам. В фильме есть два блок-поста. К первому, сепаратистскому, приезжают Лев, Эдуард и Адель, когда хотят попасть в казацкое село. Там воевал дед. Из машины героев выгоняют, визжат, обзывают шпионами и везут в местный штаба в школе. К украинскому же блокпосту приезжает дочь Эдуарда и мать Адель Ули. Бросается к военным с просьбой пропустить, но те отказываются. Отвечают, что там опасно. Но когда женщина начинает биться в истерике, командир подсаживается к ней и с пониманием предлагает сигарету. Сопоставление этих двух кадров развеивает любые сомнения относительно позиции авторов ленты.
То, что Россия - безусловный агрессор, режиссер показывает и в сцене, когда из стороны российской границы, ночью по лесным дорогам едут колонны танков. "Это нормально?" - спрашивает Адель у водителя. "Не нормально", - отвечает тот.
Но каждому болит свое. Большинство увидит семейную историю. О том, что без любви у родителей, детей любить не будут. О том, что на руинах прошлого построить новую жизнь - это фикция. О том, что непроговоренное болит так же через 10, 20 и 50 лет.
Леандер не так ищет свою любовь, как возможность получить ответ. Кто виноват, что его жизнь потеряна? Он или воля кого-то сверху?
31 мая в прокат вийдет американская комедия "Красавица на всю голову" режиссеров Марч Сильверштейн, Эбби Кон. Gazeta.ua предлагает свой обзор премьеры.
Комментарии