вторник, 18 сентября 2012 14:42

Премьера в театре Леси Украинки. Отцы и дети: времена другие, проблемы – те же

На Новой сцене Театра имени Леси Украинки состоялась премьера спектакля "Пробуждение весны" по пьесе Франка Ведекинда, написанной в 1891 году. Опус немецкого классика, некогда скандальный из-за немыслимых в те времена публичных разговоров на сексуальные темы, поставила немецкий же режиссер Катрин Кацубко.

В спектакле, рассказывающем о проблемах полового созревания, чреватого конфликтами со всем миром, вместе с украинскими актерами играют также исполнители из Германии. Так что зритель слышит здесь украинскую, русскую и немецкую речь (кстати, первой почему-то достались только самые нелицеприятные реплики "недобрых" и "глупых" родителей и учителей). Разноязычие несет в спектакле определенную смысловую нагрузку – особенно в свете нового закона о языках. Нам как бы дают понять, что причины непонимания между людьми коренятся не в языковых и национальных различиях, а гораздо глубже. Мы становимся глухими друг к другу из-за сосредоточенности на собственной персоне или, попросту говоря, из-за эгоизма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я играю главного лоха в офисе" - премьера спектакля "Бесхребетность" Ингрид Лаузунд

Впрочем, режиссер, вслед за автором акцентирует наше внимание только на душевной "глухоте" родителей и все свое сочувствие отдает непонятым детям (жанр пьесы обозначен как "детская трагедия). В созданном из огромных кубов и параллелепипедов черно-белом мире нет места сложности и смысловым нюансам мира разноцветного. Сталкиваясь с тотальным непониманием взрослых, подростки утрачивают не только религиозную веру, их нигилизм распространяется и на элементарные нравственные идеалы. Они не верят ни в любовь, ни в самопожертвование, не понимают, зачем пришли в этот мир, считают, что "вся жизнь – невыносимая подлость", поэтому вместе с терзающим их вожделением переживают и суицидные настроения.

Будучи предвестником идей Фрейда о том, что низшей природой человека движет либидо, сексуальное влечение, Ведекинд, сам того, похоже, не ведая, предвосхитил другу идею отца психоанализа: эрос и танатос, вожделение и стремление к смерти, как к способу освобождения от навязчивых и нереализованных желаний, находятся в непосредственной связи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Юрий Розстальный: "На западе чем талантливее актер, тем он проще"

Сочинение Ведекинда критиковало не только консервативное общество, иные передовые поэты и мыслители того времени считали его пустым и претенциозным. Например, Александр Блок, не желающий "слушать немца, который ковыряет зубочисткой в зубах и совсем изнемогает от сытости", писал, что "наша жизнь выше и больше ... мелкотравчатой жизни", отображенной в "Пробуждении весны".

Пьесу начали ставить через полтора десятка лет после ее написания – сначала Макс Рейнхардт в Германии, а через год – Всеволод Мейерхольд в России. На исходе прошлого века пьесу, текст которой безнадежно устарел после "сексуальной революции", поставил в Москве наш земляк Роман Виктюк, также выказывающий в последнее время живой интерес к "половым вопросам", которые человечество связывает с идеалами свободы. "Пробуждение весны" говорит об обратном: культ тела и всего, что связано с ним, не только не дарует желанной свободы, но еще больше нас порабощает.

Сейчас вы читаете новость «Премьера в театре Леси Украинки. Отцы и дети: времена другие, проблемы – те же». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі