"Стол сделан по принципу цимбал. Доски разной длины - различные звуки" - объясняет Гори Гавел, музыкант Karbido.
Польская группа впервые играет в Украине часовой концерт на обычном столике из клена. Уже побывали в Германии, Франции, Испании, Гонконге, Ирландии, Австралии, Великобритании. В Украине сыграли три концерта - в Одессе, Киеве и Львове.
Гори Гавел (Gori Gawel) рассказал Gazeta.ua, что заставляет стол звучать.
- С моей стороны натянуто несколько гитарных струн. Когда во время концерта воссоздаю звук печатной машинки - это трещотка, еврейский инструмент. Есть звоночек, струна. У Михала - барабанные щетки. С другой стороны - калимба (африканский инструмент). Несколько струн есть внизу стола. Здесь же стоит электронный микшер.
- Преимущественно во время игры по столу вы пользуетесь только пальцами. С помощью чего еще добываете звуки?
- В дело идут не только пальцы. Вилка, смычок, заточенный нож. А еще у стола есть отверстие, в него подключено что-то вроде диджериду. Звуки со стола можно добыть даже губами.
- Этот стол существует в единственном экземпляре? Вы сами его смастерили?
- Да, он один. Сделали его по нашим эскизам за два месяца. Дерево - клен. Выбрали именно этот материал, потому что проверенный временем и опытом. Из него делают много инструментов. Снимаем только ножки, когда перевозим. Вместе с кейсом он весит около 85-ти килограмм.
- Все композиции, которые играете, заранее рассчитываете?
- Сначала было так - каждый сел за стол и начал экспериментировать. Кто-то шуршал пальцами, другой - стучал, скреб и т.п. Еженедельно мы так собирались и наконец набросали предыдущий сценарий, что за чем должно идти. Здесь есть и мотивы белорусской песни, и польская старая песня для балалайки, немного африканских ритмов, австралийских.
- По чуть-чуть со всего мира?
- Композиция и состоит из четырех частей, как четырех частей света. Даже в световом решении все продумано - красный цвет (запад), синий цвет (север) и т.п. Это своеобразное обрамление для нашего концерта. Мы какбудто путешествуем по миру - так и национальные ритмы сменяют друг друга. Когда я печатаю письмо во время выступления, потом делаю из него кораблик бумажный - это символизирует своеобразное освобождение, надежду, движение вперед.
- А стол - это универсальный образ для всех культур?
- Стол - архетип и он есть в каждой культуре. За столом мы едим, учимся, играем в карты, разговариваем, ссоримся...
- Со "Столиком" выступаете уже шесть лет. Чего еще ищете для него: инструменты, новые ритмы?
- На самом деле он еще не использовал все свои возможности. Сейчас включили некоторые мотивы музыки Джона Кейджа (первым начал экспериментировать с нестандартным использованием музыкальных инструментов; критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ века - Gazeta.ua). Двигаемся в этом направлении. Меньше театра, больше звука. Главное, чтобы музыка была в голове и в сердце.
Их аудио-спектакль "Столик" длится около часа. Все четверо музыкантов одеты в черное. Софиты подсвечивают центр стола. Шорох, постукивание, пересвист голосом, удары, скрежет вилкой выливаются и в джазовую импровизацию, и в древний этнический перепев, понятный в любой стране мира.
Karbido
Украинцам группа больше известна сотрудничеством с писателем Юрием Андруховичем. За восемь лет работы вместе они выдали два альбома - "Самогон" (Польша 2006, Украина 2008) и "Цинамон (с приложением Индии)".
Также коллектив занимается созданием музыкального сопровождения к экспериментальным театральным спектаклям, кино- и мультипликационных фильмам. В их музыкальных экспериментах доминируют роковые и фри-джазовые элементы.
С аудио-перформансом "Столик" они путешествуют по миру уже шесть лет. Среди последних наград - за лучший перформанс на фестивале FRINGE WORLD (Перт, Австралия, 2012) и приз зрительских симпатий на международном театральном фестивале FADJR (Тегеран, Иран, 2010).
Комментарии
2