Арт-истории о жизни во время войны создает одесская художница и иллюстратор Ирина Потапенко. Идеи для серии работ "Подвальные хроники" берет из собственного опыта. Каждую иллюстрацию подписывает со свойственным одесситам юмором. Картинки быстро стали популярны в сети, потому что у них украинцы легко могут узнать ситуацию из своей жизни.
Ирина раньше иллюстрировала детские книги, 10 лет работала мультипликатором. Рисовала акварельную живопись, вела мастер-классы и проводила арт-путешествия. С момента полномасштабного вторжения в России начала создавать картины на военную тематику. Свои иллюстрации художница рисует на дачи под Одессой.
Gazeta.ua пообщалась с Ириной Потапенко о искусстве и творчестве во время войны.
"Художники - категория людей, которые очень эмоционально вовлечены во все происходящее. Тот стресс выбивает из жизни. Начала рисовать на военную тематику, потому что это способ выговориться из-за картин, образов. Трудно взять в руки карандаш. Но мне легче становится, когда нарисую. Эти рисунки, как крик души. Часто их подписываю своими стихами. Когда началась война перестала читать русские книги, даже говорить было трудно. Стала писать поэзии на украинском. Это было сложно, потому что вспоминаю ее. Поэзии на украинском от души, сильно резонируют. Ты тогда как будто присоединяешься ко всему, что происходит в стране. И становишься частицей ее", - рассказывает Ирина.
Акварельный рисунок художница создает два дня, над цифровым работает день. Часто приходится рисовать в подвале.
Бывает, что образ зреет в уме и должен сформироваться. А иногда, как вспышка
"Бывает, что образ зреет в голове и должен сформироваться. А иногда, как вспышка. Раз и картинка уже есть, но надо ее нарисовать. Особенно, когда почитаешь новости и увидишь какие-то кадры или фотографии с происходящим на оккупированных территориях. После Бучи у меня был перерыв. Я в такой ступор впала, что не знала, как творить. Это как рисовать кровью. Я не могла. Переключилась на что-нибудь другое", - добавляет Ирина.
В картинах на военную тематику Ирина начала использовать цветовую палитру, ранее не характерную для ее творчества.
"Сейчас стало много контрастных оттенков. Эта фиолетовая серия из подвальных хроник, я никогда так не рисовала. А здесь возникает все контрастное, резкие линии, необычные для меня, вопиющие. Потому что все эмоции – это или крик, или отчаяние, боль. И выразить эту сильную эмоцию можно из-за цвета или образа, который вызывает у людей эмоциональный отклик", - говорит Ирина.
Чувствую войну как стихию, надвигающуюся какое-то цунами, огромная волна агрессии и ненависти
"Испытываю войну, как стихию, надвигающуюся какое-то цунами, огромная волна агрессии и ненависти. Что-то такое неслыханное. Войну можно изобразить и в виде чудовища, дракона, демона, как в сказках. Нарисовать безобразного гоблина - и этот образ будет понятен. Можно историю сочинить и придумать конец, который выведет на позитив. Даже нарисовав что-то страшное, можно порвать это и у тебя будет ощущение, что справился с этим страхом. Это такая психотерапия для художника", - добавляет Ирина.
Художница изображает также жертв русско-украинской войны, среди образов - дети.
"Самые тяжелые иллюстрации с детьми – когда те травмированы, с ампутациями. Я не хочу этого рисовать. Я бы лучше писала пейзажи, что-то приятное – то, что люди хотят видеть. А здесь я не могу. Пока это не нарисую, оно внутри рвет душу "Я стала рисовать и люди начали отзываться. Сейчас понимаю, что это нужно показывать. Люди это чувствуют, потому что сердцем лучше доходит. Не через слова, а через искусство. Рисунки, стихи, песни, музыка нас объединяют с любыми" людьми".
На страницы Ирины в соцсетях с началом войны стали подписываться многие иностранцы. Ее картинки начали показывать в иностранных изданиях. Их перерисовали в Берлине на плакаты на демонстрациях. В частности, использовали рисунок, на котором изображен мальчик, под прицелом у русского военного.
Жителям других стран лучше доходит через картинку, чем через фотографию. Ибо картинка – это эмоция, как от сердца к сердцу
"Американцам и европейцам лучше доходит месседж через картинку, чем через фотографию. Потому что картинка – это эмоция, как от сердца к сердцу. Чувство художника, как он переживает эту ситуацию. С жителями других стран нам не нужно знать общий язык, мы общаемся через эти картинки. Мне писали многие американцы и европейцы, что они переживают, что им больно, хотят помочь. В начале писали и россияне всякую гадость, но я их забанила", - говорит художница.
Несколько картин Ирина загрузила на международный сайт для продажи.
"Сейчас проблема вывезти оригинал из Украины, этого нельзя сделать. А принты иностранцы покупают. Своей знакомой из Одессы, которая сейчас находится в Голландии, я переправила цифровые копии и она будет делать там выставку. Еще одна коллега сейчас в посольстве Украины в Израиле организует выставку с моими работами", - говорит Ирина Потапенко.
Художница рассказала об идеях создания своих иллюстраций.
ПОДВАЛЬНЫЕ ХРОНИКИ
"Подвальные хроники" – это то, как мы переживаем войну. Истории обо мне, моем муже, собаках, кошках и нашем подвале, - продолжает Ирина. - Может, кое-что украшаю, смешнее рисую какие-то фантазии, но все реальное. Муж мне в подвал кофе таскает, на карачках лезет, ту чашку перед собой сует. И день рождения там праздновали. Мышей я выдумала. В подвале они есть, но я не знаю, как они живут. У нас четыре кота и они их регулярно отлавливают. Во время тревог кошек тяжело забрать в подвал. Они не хотят, упираются. Соблюдают правила двух стен.
С этой реальностью нужно находить какой-то диалог. У меня так получается через рисунки
Я – одесситка и эти хроники у меня получаются смешно. Истории с нашими котами и собаками смешно со стороны смотрятся. От этих картинок многим становится легче и веселее. Война – это часть нашей жизни, от нее нельзя отвлечься и отказаться, закрыть глаза, под подушку голову засунуть и сделать вид, что этого нет. С этой реальностью нужно находить некий диалог. У меня так получается из-за рисунков".
ПТИЧКА ИЗ АЗОВСТАЛИ ИЛИ ЧЕЯ ТЫ ДУША?
Эту картину Ирина Потапенко нарисовала накануне 9 мая, когда в сети появилась фотография украинской защитницы 21-летней Екатерины с позывным "Птичка", она сейчас находится на Азовстале.
"Человек - это ведь не только тело, очень важная сила духа для тех, кто, поддерживает, волонтерит. Важна духовная связь. Сделала этот портрет, потому что "Птичка" как душа Азовстали. Подписала эту картинку "А чья вы душа?" Хотела привлечь к этому внимание, чтобы люди больше думали о душе, потому что от нее зависит больше, что ты будешь дальше делать и как, что с тобой будет в этой стране, что будет со страной. И люди начали писать, что "Я душа моей семьи", "Я душа моего дома", "Я душа моего сада", "Я душа моря".
Хотела обратить на это внимание, чтобы люди больше думали о душе. Потому что от нее зависит, что ты будешь дальше делать и как, что с тобой будет в этой стране, что будет со страной
Для картины использовала красно-черные тона. Красный – это как пожар, цвет огня. А еще это цвет войны, злости и крови. Красный привлекает внимание – когда человек переписывает ленту соцсетей, этот цвет заставляет вдруг остановиться. Это как крик.
АЗОВСТАЛЬ – МЕСТО СИЛЫ
"Азовсталь – это место силы. Оно мощное благодаря людям и конструкции. Военные как-то слились с заводом, стали частью его. Там много боли. И эти дети – это образ в человеке чего-то нежного, детского, незащищенного. Чего-то такого трепетного, очень нежного, что нужно сохранить в себе. А сверху их лев оберегает. Можно по-разному трактовать иллюстрацию. Каждый картину понимает, как может, не обязательно даже объяснять. Это картинка о силе и желании сохранить жизнь", - говорит художница.
ПОДЗЕМНОЕ И НАЗЕМНОЕ
"Когда начали сильно бомбить Одессу, взрывы были вблизи нас и приходилось прятаться. Я боюсь замкнутых помещений и для меня тяжело каждый раз спускаться в подвал. Поэтому и придумываю это все, словно там есть мир под землей. Словно он сказочный. Ты спускаешься и такое впечатление, что тебя уже похоронили, что ты под землей, а там наверху все летит и взрывается, потому и нарисовала на такой глубине, потому что было внутреннее ощущение, что ты очень сильно углубился в землю, стараешься спрятаться, а невозможно это сделать. Ибо фактически ты зарываешься. Ты словно прячешься, но и сам под землю лезешь.
Ты пытаешься спрятаться, а это невозможно. Потому что фактически ты зарываешься. Ты будто прячешься, но и сам под землю лезешь
Чем дольше сидишь в подвале, тем сильнее хочется вверх, раскинуть руки, расправить крылья, взлететь. Мой друг из Киева пообещал прокатить меня на спортивном самолете после войны. Собирались прошлым летом полетать. Не успели. Теперь жду, когда мы победим, и я влезу в кабину с пилотом – мы полетим. И может, он даст мне подержаться за штурвал.
Только как я смогу сверху смотреть на разбомбленные города?
МОРСКОЙ ЩЕНОК
"Собачка на фоне противотанковых ежей и моря – это одесская иллюстрация. Придумала ее, когда поставили этих ежей на Дерибасовской и на берегу. Смотришь и думаешь: "Боже, лето, город цветет и улица, где всегда было много людей – а сейчас все это пустое. А эти ежи, архитектуру и море тяжело соединить в одной картинке. Это не совместимые вещи, трудно привыкнуть ко всему этому".
ГОРОД-ПРИЗРАК
"Это я нарисовала о Мариуполе и городах, которые сильно уничтожили. Когда видишь фотографии, как на фоне разбитого города дети на качелях играют, кажется, что ты попал в какой-нибудь ужасный фантастический мир. Потому что ребенок и война - не совместимые вещи.
Мальчик, пускающий кораблик с украинским флажком – это надежда. Ребенок уже многое увидел и пережил, но вырастет и захочет, чтобы этот город был цветущим. Это надежда на то, что все будет отстроено", - говорит художница.
АЛИСА В РАЗРУШЕНОМ ГОРОДЕ
"Начала рисовать серию "Алиса в стране чудес: в разрушенном городе". Сейчас страдают не только люди, но и творчество, искусство. Уничтожается то, что есть. Это как бы сказочная моя история. Пока есть четыре иллюстрации, над остальными работаю. После войны из этих рисунков сделаю выставку в Одессе", - заключает Ирина.
Комментарии