Родился в городе Дондушень Молдавской ССР в 1983 году. Детство и школьные годы провел в Теплодаре. Имеет младшую сестру. С 2001 по 2003 служил в армии. 7 лет назад переехал в Киев. Работал помощником редактора и корреспондентом американского журнала "Ukrainian Wekly", воспитателем в детских лагерях "Козацька фортеця" на Полтавщине и PR-менеджером ГО "Козацька лицарська школа". В 2009 году поступил на Исторический факультет Одесского национального университета. Хочет пережить войну и восстановиться. В позапрошлом году женился. Уже разведен. Почти полгода воюет в составе Добровольческого украинского корпуса в зоне АТО. Уверяет, что даже если бы власть сдала все, добровольцы не сдадут ничего.
Разговариваем в Киеве.
Изменила ли тебя война?
Знакомые говорят, что не изменила. Юмор помогает. Я прошу друзей мониторить мое поведение. Кроме того, чтобы остаться в живых, еще хочется остаться человеком. Но люди в возрасте моего отца, которые во Вьетнаме и Афганистане воевали, говорят, что война меняет всегда. Стараюсь время от времени сесть, подумать, как провел день. Стараюсь не становиться циничным, на людях не бить себя в грудь, что воевал.
Почему пошел стрелять?
Я член "Тризуба". Националистом стал благодаря свободным утрам, кофе, сигаретам и телеканалу CNN. Сначала не нравилось, что они только на английском на Украину вещают. Потом думаю - разве они должны под меня подстраиваться? Позже пришел к тому, что я сам у себя в Украине разговариваю по-иностранному.
Каждую пятницу после работы я стал брать билет в Ивано-Франковск или Львов, или Тернополь. Находил книжный магазин, набирал книг. В Одессе читал, а когда заканчивались - опять ехал.
Много покупал про Романа Шухевича. Он для меня больший авторитет, чем Бандера. О нем мало документации. С Березы Картузской (польский концлагерь на западе Беларуси. - Gazeta.ua) есть свидетельства, и немного воспоминаний, но не документальные, а публицистические. Немало о нем знаю, потому что две курсовые по нему защитил.
В Одессе есть "Книгарня пані Галини". Все патриоты знают эту одесситку, но когда я интересовался всем украинским, еще или не знал о нем, или еще не было.
Украинский восток меньше любишь?
На западе очень много друзей. Востока особо и не видел, но Донецкую область уже знаю если не так, как Одесскую, то не намного хуже. Урбанистическая картинка в воображении была, а на самом деле - не только заводы с трубами и терриконы там. Красивая природа.
Как тебя отпустила родня?
Когда собирался первый раз, никто из близких не знал. Я очень долго лгал родственникам, что я не там. Исповедовался священнику за свою ложь. Капеллан - это военный священник, понимает. Многие ребята не говорят семьям.
А есть много таких, не у нас, которые плачутся: мама, нам трудно, утром пьем росу... Что они хотят этим показать? Что они крутые или несчастные? Не понимают другой стороны медали - что они родственникам делают больно. Мудак не видит, как мама плачет, может, потом. Убивает ей нервы, психику, здоровье.
Я не говорил, но мои вывели меня на чистую воду. Когда недели 2 был выключен мой телефон, начали искать по друзьям, а мама многих знает, и кто-то рассказал. Дома выговорили меня, что я лгал. Далее продолжаю лгать. А только приехал в Киев - сразу позвонил: "Я в столице. Вот машины, от метро". С передовой, если нет обстрела, тоже звоню. Говорю, что я на базе, что сплю, им, тренируюсь.
Родители советского воспитания?
Советские, но мыслящие. Мама сказала, читай, что хочешь. На выборах президента за Яроша голосовала, хотя я ее не подталкивал.
Моя тоже. Но я обрадовался, что Порошенко избрали уже в первом туре.
Он сливает Украину, как по мне. Кажется, Евросоюз нас жестко опрокинул. Возможно, ЕС и Россия решили Украину, как Польшу 1939, поделить.
Доступ по побережью в Крым Россия может получить?
В смысле? Побережье в Крым - это моя Одесса. Я что, за Одессу не стану воевать? Сейчас я на Донбассе, чтобы эта сволочь не была у меня. Какое побережье? Нет. И Донецк с Луганском не отдадим.
В ваших отрядах географически - полная мешанина или преобладают какие регионы?
Есть из всех областей, включая Крым и Донбасс. Из Беларуси, Грузии есть. Полное название подразделения - Добровольческий украинский корпус, Отдельный 5 батальон "Правый Сектор". Мы полностью в статусе партизан. Семьи погибших не получают от государства никакого финансового возмещения. И морального признания мало. Иногда в материалах о нас говорят "военные совместно с добровольцами". Но понятие "доброволец" сейчас настолько размыто, что не указывать название подразделения - очень непрофессионально. Так же не оформлен "Батальон ОУН" Николая Коханивского. С нами на Песках они стоят.
Мое мнение - что нас не хотят официально признавать, потому что тогда первым пунктом же будет "выдать оружие", а государство боится выдавать нам оружие. Государство нам и боеприпасов не дает. Не дало даже бронежилетов. Оружие - только трофейное. К нам приезжал режиссер Леонид Кантер. До этого он снял кино "Війна за свій рахунок". Это очень точное название, так оно и есть. Все, что на мне - сам раздобыл. Сегодня я с друзьями тоже в "Милитарист" ходил. Он дает 25% скидки нам. На себя за все время я потратил более 20 тысяч гривен. Имею возможность, то лучше куплю, а уж кто не имеет, тот от волонтеров комплект получит. Кстати, ощутимо, что бросили людям утку "войны нет". После перемирия поддержка меньше. Но мы будем стоять до победы. Полной. Крым тоже надо вернуть.
Вас не вооружают, ибо считают менее управляемыми и боятся, что, разочаровавшись в действиях власти, пойдете на Киев?
Солдаты уже разочаровались в действиях власти. Больше нас. Имею в виду регулярные вооруженные силы. Поэтому не мы наибольшая опасность. Самая большая опасность для власти вообще украинский народ. А мы ... Если захотим, то у меня АК-47 есть. Дало мне его государство, не дало... Но видите, я с ним почему-то там, а не здесь (на войне, а не в Киеве - Gazeta.ua). Это пугают нами, создают нам образ плохих парней. Пока мы воюем, не можем ответить. Я когда вернулся с передовой, залез в интернет и в новостной поток пытался всунуться - у меня волосы дыбом встали. Что о нас, что о других батальонах рассказывают, вообще как фронт видят... То "Правый Сектор" не воюет, то его вообще нет, то мы проект ФСБ. Кто сомневается - пусть спрашивает солдат ВСУ, которые воюют с нами бок о бок. Возле нас 93 бригада, 95 бригада, кировоградский спецназ, 79 бригада. Если б у них было о нас плохое мнение, то бы, наверное, с нами совместно в горячую точку не шли.
Ярош человек интересен?
Он справедлив. И глупых приказов не дает. Знаю его еще задолго до создания "Правого Сектора".
Сейчас ты на ротации?
У нас нет такого понятия. Парень устал или надо домой - берет и едет. Меня чуть не принудительно отправили отдохнуть, потому что давно там. Можно сказать, что я выполняю приказ. У меня день рождения 12-го. И здесь "Тінь Сонця" выступают, там поет мой друг. Приехал на концерт. Ну, и марш УПА.
Но раз меня выгнали отдыхать, то хоть здесь что-то полезное для батальона сделаю. Еду к родственникам в Ивано-Франковскую область, еще денег взять и пригнать на роту какую-то машину.
Мирный беззаботный народ тебя не раздражает?
Нет. А что, всей стране надо упасть в войну? Тогда нас быстро истребят. Он, идет девушка - начать грузить ее о войне, она проникнется этим, расчувствуется - и что? Я наоборот рад гулять по Киеву и не видеть в глазах детей того, что вижу в них в зоне АТО. Рад что есть дети, которые не знают, что происходит.
Но слово "перемирие" для тех, кто воюет, страшнее за слово "война". Во время перемирия более жестокие бои и больше погибло наших. Боевиков мы могли задушить еще до первого перемирия и задолго до Минских соглашений. Но только начинаем побеждать - некого-то фига наше руководство херячит перемирие. Я не знаю, случайность ли это. Мы уже и Луганск почти держали. По всем фронтам вырывали его. А за время перемирия они возвращают и закрепляют старые позиции.
Ваше поведение во время перемирия сильно отличается?
Нет наступательных операций. Огонь открываем только в ответ.
Пребывание на линии огня показывает человеческие характеры?
Первый бой очень проявляет. Есть такие, которые рвутся первыми, но их там намертво клинит. И нечего за это винить. Ну, не его это. Это не значит, что он предатель или нечестный человек. Я иногда говорю ребятам: чего вы смеетесь? Лучше поедет и что-то полезное сделает на гражданке, чем здесь вы его заклюете, он из принципа останется и в какой-то решающий момент не сделает чего-то вовремя.
Среди павших друзья есть?
Есть.
Бывает, что видно противника вблизи?
Бывает.
Приятно видеть, когда попадаешь?
(смеется) Не могу сказать, что это именно приятно. Я это делаю, потому что защищаю украинскую землю, а не из какого-то удовольствия.
У тебя попадали?
Попадали. Это не один раз было. И в брониках, и рядом. Осколки у головы за пару миллиметров. Об этом не люблю рассказывать, потому что это как будто хвастаться.
Политические мнения местного населения меняются?
В душу к каждому не залезешь. Те, что подходят, благодарят нас. Местным теперь часто перепадает. Когда мы Пески брали, то без всякого артобстрела зашли, а теперь сепары обстреливают, и ужас, что с тех домов остается. Мы уже научились по свисту слышать, какой сняряд летит и по мере приближения слышишь, куда упадет. Некоторые не свистят. А гражданские что .. Медицинская служба ДУКовская чуть ли не ежедневно оказывает помощь и гражданским раненым.
Я попросил, и мне прислали ленту с цветами флага Одессы, потому что через мой украинский язык не все верят, что я одессит. Все равно переспрашивают. Теперь - что за лента. Флаг Одессы, говорю. "А ты что, из Одессы?"
Комментарии
2