Сегодня на экраны выходит фильм режиссера Жиля Бурдоса "Ренуар. Последняя любовь". Несмотря на то, что жизнь импрессиониста Ренуара ровная и лишена каверзных и убийственных страстей, это отнюдь не очередное биографическое кино о художнике.
Жиль Бурдос изобразил своего героя старым и больным, среди пышной и сочной природы Лазурного берега, в городе Кань-сюр-Мер, где он провел последние шестнадцать лет жизни. Его практически ничего не интересовало, кроме природы, красно-желтых красок, полотна, шелковистой кожи его натурщицы. Ренуар носил одну и ту же одежду, никогда не изменял прически и пытался рисовать так, как рисует ребенок - не думая, быстро, свободно. Ноги и руки ему "ломал" артрит. И четыре служанки поднимали его в коляске на холм, в мастерскую.
Первый кадр: Рыжеволосая Андре едет на велосипеде по разбитой дороге Прованса. 1915 год. Именно эта юная и зажигательная девушка была последней натурщицей Ренуара. Именно она вдохновляет больного художника. Преодолевая невероятную боль, он до последнего держал в руках кисти.
- Что вы будете делать, когда руки вам откажут? - осторожно спрашивает Ренуара врач. Руки художника перевязаны белыми веревками, набухшие, в шишках.
- Буду рисовать пенисом, - со злостью отвечает Ренуар.
И именно эта рыжеволосая Андре станет женой, музой и актрисой первых фильмов сына Ренуара - Жана.
Три героя: Образ знаменитого художника воплотил 87-летний Мишель Буке. И несмотря на то, что на крупных планах полотна рисовали не его руки, измученное тело и безумно-живые глаза Буке вполне передают все неистовство и силу старого Ренуара. Кем была для него Андре? Натурщицей, шелковистой кожей, жизнью, краской, мгновением.
Место съемок: снимали фильм в природном парке, который под охраной и где ничего не менялось последние 200 лет. Сам особняк Ренуара, который он купил будучи художником-миллионером еще при жизни, сейчас действующий музей.
Жанр: под крышей большого поместья каждый был сам по себе - и сыновья Ренуара и служанки, и полотна художника. Здесь слышно каждый шорох травы, битье посуды, скрип инвалидной коляски, и выдавливание краски с тюбиков. Бурдос "рисовал" биографию Ренуара шестью чувствами - звуком, прикосновением, запахом...
Диалог:
- Живопись Ренуара вызывает голод, - говорит Жан рыжеволосой Андре. Только что она позировала обнаженной Ренуару старшему. Взяла с блюда большую желтую грушу.
- Вы хотите меня съесть?
- Я вам не помешаю, если пошевелюсь?
- Если бы вы мне мешали, я бы рисовал яблоки, - говорит Ренуар. Он восхищается ее упругой грудью и свежим румянцем на щеках.
Абзац: Эта картина указывает не только на тот путь, откуда происходит кино - от живописи и подглядывания за жизнью. Это не только история двух эпох - отца-живописца и сына-кинорежиссера, которых объединяет любовь к человеку. Это фильм через шум высокой желтой травы, журчание асфальтированных дорог, спокойствие моря и смех женщины оставляет зрителя с блеском, мгновением, краской Ренуара.
Комментарии