Ексклюзивы
четверг, 19 марта 2015 12:04

"Отделение киевского корня от иссушающей его московской ветви", - российский философ о событиях в Украине

Автор: klerk.ru
 

"Российский демократ заканчиватся там, где начинается украинский вопрос" - этот известный афоризм опровергает своей позицией политический философ из Москвы, вице-президент фонда "Либеральная миссия", профессор Игорь Клямкин.

Среди российских интеллектуалов очень мало тех, кто в течение минувшего года последовательно поддерживали украинцев. Профессор Клямкин один из них.
73-летний доктор философских наук ведет аккаунт в сети Facebook. Почти все значимые события, происходившие в Украине и получившие отражение в российском обществе и европейской политике, вызывали его пристальное внимание и размышления. Автор оформлял их в виде носящих полемический характер дневниковых заметок на своей страничке.

В марте этого года философ издал свой ФБ-дневник отдельной книгой: "2014. Год Украины". Тираж 800 экземпляров, зато PDF-вариант можно свободно и бесплатно скачивать на сайте фонда.

Полемизируя с российскими "державниками", Игорь Клямкин приводит убедительные аргументы, почему нельзя называть государственным переворотом смену власти в Киеве; почему некорректно сравнивать сепаратизм на Донбассе с революцией, которая произошла на Майдане. Объясняет, чем политическая культура и способ мышления украинцев отличаются от культуры и способа мышления россиян.

Очень глубокие суждения автора касаются исторического смысла украинских событий и негативной реакции на них в Росии. Кроме того, он комментирует события на "дипломатическом фронте", в частности, Минские соглашения и их перспективы.

Книга профессора Клямкина рассчитана прежде всего на российского читателя, однако для украинского общества она может стать зеркалом, в котором оно увидит и поймет себя даже лучше, чем во многих рассуждениях отечественных политологов и публичных интеллектуалов.

Gazeta.ua предлагает Вам подборку цитат из книги.

 

Из Предисловия

Переломная эпоха в Украине еще только началась, и я не уверен, что кому-то дано заранее постичь ее исторический смысл и, соответственно, обоснованно предсказать, чем и как она завершится. <...> пользуясь случаем, хочу еще раз пожелать украинцам успеха на тяжелейшем пути к той цивилизационной цели, которая вдохновляла их в историческом для страны 2014 году. Этот успех важен не только для Украины, он важен и для России.

Расстрельный день (20 февраля)

Несколько часов смотрел и слушал Майдан. И понимаю, что всех публичных соотечественников буду различать теперь по тому, способны они солидаризироваться с идеализмом и мужеством украинцев или от них под тем либо иным предлогом дистанцируются.

Об имперскости и русскости (10 апреля)

Еще раз о том, почему разное отношение к Майдану и выступлениям на украинском Юго-Востоке. <...> Пафос Майдана — пафос завершающего прорыва из имперской истории в национальную украинскую. А смысл юго-восточной активности <...> не национальный, а имперский. И присоединение Крыма, и лозунг "федерализации" под российским флагом — не защита русских, а камуфлирование имперскости под русскость. И суть дела не меняется от того, что для кого-то такой камуфляж — политическая технология, а для кого-то — искренний самообман.

О ветвях и корне (10 июня)

Прочитал вчера, что происходящее в Украине — это разделение двух исторических ветвей, произросших из одного исторического корня. Точнее, думаю, будет сказать об отделении киевского корня от иссушающей его московской ветви. А эта иссушающая ветвь увидела свое спасение в выкорчевывании самого корня.

О феномене нелегальной войны (26 июня)

Как можно определить происходящее сегодня в Украине? Его можно определить как нелегальную войну между государствами, когда она по факту есть, но факт этот не признается, и ее как бы и нет. Этот новый феномен ломает все прежние смысловые разграничения. Между войной и миром, между силовыми действиями, политикой и дипломатией. Все смешивается и спутывается в некоем межеумочном состоянии, в котором все прежние инструменты разрешения конфликтов не работают, блокируя друг друга, а других нет. <...> И тут, похоже, одно из двух: или мировое сообщество найдет способ сей новый феномен не только устранить, но и оставить в прошлом как разовый прецедент (подобно прецеденту Хиросимы и Нагасаки), или ему предстоит приспосабливаться к жизни с размытыми границами между войной и миром.

Соглашение об ассоциации с Евросоюзом как итог и вызов (27 июня)

Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Украина официально зафиксировала цивилизационный разрыв с Россией. Не сумев, несмотря на все усилия, этому событию помешать состояться, Москва будет доказывать гибельность цивилизационного выбора Украины для самой Украины. И с помощью своих союзников в Донбассе. И созданием дополнительных трудностей слабой украинской экономике. Попутно эта гибельность будет красочно демонстрироваться российскому обывателю.
Ну, а для самих украинцев этот выбор — еще и грядущий вызов со стороны не только державного соседа, но и их собственного прошлого, которое не будет спешить таковым становиться. Они обнаружили способность и готовность достойно ответить на этот вызов в дни и ночи противостояния на Майдане. Предстоящее испытание буднями цивилизационной трансформации, утяжеленное к тому же войной на Донбассе, еще более длительное и трудное, ибо его предстоит консолидированно выдержать всем — и сторонникам Майдана, и его противникам, и тем, кто к нему был безразличен. Гражданские нации нередко рождаются в революциях и войнах, но их жизнеспособность выявляется в мирной повседневности. В ней и творится история народов, и в этом историческом творчестве хочется пожелать украинцам Исторического Успеха.

О том, что мне кажется главным (27 декабря)

<...> прочитал, что людям в России некомфортно, когда им предлагаются разные точки зрения относительно общего порядка вещей. Им важно, чтобы сказано было, "как правильно". Кем-то, о ком они знали бы, что ему или им положено говорить правильно. Скажут, например, что Гитлер враг — значит, враг; скажут, что друг — значит, друг. Скажут, что Сталин гений всех времен и народов — значит, так и есть; скажут, что преступник — значит, преступник. Посмотрите данные социологов об отношении к США за последние 10–15 лет, увидите, какие там прыжки от любви к ненависти и обратно, повторяющие прыжки в Кремле и на ТВ.
<...>

Вот в Украине, кажется, не совсем так. Там представления о правильном, друг с другом не совпадающие, пошли снизу вверх. Медленно, неуверенно, со сбоями, но пошли. И потому их несовпадения наверху там тоже дискомфорта не вызывают, воспринимаясь не аномалией, а движением к норме. Там привнесенное извне солдатское отношение к государству сменяется гражданским — в том числе и у самих солдат. Это только начало, но начало иного, чем было. А российская реакция на происходящее в Украине традиционно солдатская. Это реакция социума, страшащегося остаться без верховных предписаний насчет единого для всех "как правильно". Вот почему едва ли не единственная моя сегодня надежда — на пример украинской удачи. Которой украинцам очень сильно желаю. Уходящий 2014-й был в европейской истории вашим годом. Пусть таким будет и 2015.

Сейчас вы читаете новость «"Отделение киевского корня от иссушающей его московской ветви", - российский философ о событиях в Украине». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі