Молодая украинская художница Мария Куликовская отказалась от участия в биеннале современного искусства Манифеста 10, которая пройдет летом в Санкт-Петербурге. Ее проект был отобран для параллельной программы выставки. 1 марта, как только первые российские военные вошли в Крым, Мария подписала петицию о бойкоте Манифесты. "Участие в Манифесте - это престижно, это новые контакты, кое-какой заработок, возможность показать свое искусство всему миру, но мне не нужны кровавые деньги."
Для Манифесты Мария Куликовская подготовила серию видеороликов, на которых она обнаженной разбивает кувалдой соляные столбы. 25 столбов из соли Мария создала своими руками в ПинчукАртЦентре в проекте "Soma". "Эти столбы символизируют и вертикаль власти, и стереотипы нашего патриархального общества, и фаллические символы. Мы сами строим эти столбы у себя в головах, а их так трудно потом разрушить. Проверила это: разбивала 500-килограммовый столб 4 часа." Видео-инсталляции покажут на художественных ярмарках в Вильнюсе и Вене.
Между тем Мария живет то в Киеве, то в Донецке. Она родилась в Керчи, там живут ее родители, но ехать домой художница боится. "Слышала в Крыму забирают украинские паспорта. А если узнают, что я состою в однополом браке со шведкой, могут и на 10 лет посадить." Со шведской художницей Жаклин Шабо Мария заключила брак в январе 2014. "Когда возвращалась в Украину из Швеции зимой, меня арестовали в Мюнхене - были какие-то проблемы с визой. Полицейский спросил, почему я так долго была в Швеции. Сначала боялась признаться, а потом решилась - сказала, что у меня была свадьба с женщиной. Думала: все, сейчас издеваться начнут - это же функционеры системы. А он меня поздравил - я так взволнована была. Тот полицейский сделал все, чтобы меня отпустили без штрафа и последствий . Моя позиция феминистки и жены в однополом браке держит в постоянном тонусе. Это как в боксе: чем сильнее удар выдержал, тем больше очков получил. У отца Жаклин интересная была реакция на известие о нашей свадьбе - он спросил: ты что, не настоящая женщина? Что тут можно ответить. Сейчас они не общаются, а мои родители восприняли новость положительно."
Читайте больше в следующем номере журнала "Країна" за 27 марта 2014 года.
Комментарии
3