Финансист Евгений Дмитрук в 2005 году начал собирать собственную коллекцию украинского народного искусства - живопись, иконы, одежду, керамику. В 2014 году вместе с женой Людмилой создали электронный сетевой атлас народного искусства "Кровець" krovets.com.ua: обнародовали там значительную часть своей коллекции, а также разместили экспонаты шести других коллекционеров. Сейчас коллекция насчитывает более 2700 экспонатов. Коллекционеры планируют создавать виртуальные комплекты народной одежды, а также мечтают организовать центр сохранения частных коллекций.
Как вы храните такое количество старинных вещей сейчас?
Сохраняем коллекцию дома, но чтобы по-музейному профессионально хранить древние вещи, нужно придерживаться определенного уровня влажности и температуры, бороться с вредителями, минимизировать влияние света, вредных веществ, обеспечивать безопасность. Мы прошли несколько кругов ада, пока научились бороться с молью. Ответственное коллекционирование в домашних условиях - это действительно очень затратная штука. Когда покупаешь очередной шедевр, чувствуешь удовольствие и удовлетворение. А когда должен сорок кожухов обработать от моли, то уже не до удовольствия.
Мой отец меня всегда приучал, что владение чем-либо - это ответственность. Ты должен об этих вещах заботиться. Я знаю, в каком состоянии их приобрел и на моей совести будут все повреждения и потери, которые случатся из-за меня. К сожалению, я не смог полностью избежать повреждений: что-то надьела моль, что-то оставили на солнце и оно выгорело, что-то неудачно отреставрировали. Жалею об этом.
Во время учебы, заграничных путешествий и командировок я посещал много первостепенных мировых музеев. Собрав немного вещей я понимал, что, если хочу стать ответственным коллекционером, то должен наследовать музеи, их технологию. Теорию цивилизованного музейництва начал изучал по изданию "Общая Музеология" Фридриха Вайдахера и по нескольким нашими изданиями, а также по международному Кодексу музейной этики ИКОМ. На западе выделяют три основных музейных функции: сбор, хранение и обнародования экспонатов. В Украине считают, что есть еще четвертая - научная работа.
С женой начали интересоваться музейной практикой, смотрели видео, читали статьи, расспрашивали знакомых музейщиков, брали мастер-классы у реставраторов и художников. Люда даже устроилась на работу в один из столичных музеев, чтобы набраться опыта, но это не оправдало наших ожиданий.
В каком состоянии сейчас музеи в Украине?
Когда путешествуем Украиной, поражает печальное состояние наших музеев, особенно региональных и краеведческих. В 60-70-х, когда создавалось большинство таких музеев, две трети экспозиционных площадей посвящались ведущей роли советской власти. При советах, по сути, музеи использовались как инструмент советской пропаганды. Кажется, что они так и застыли в прошлом, стали музеями музеев. Там мало что изменилось, разве экспозицию посвященную т.н. "Великай революции", слегка разбавили. А в залах о т.н. "Великой отечественной" добавили немного стендов об УПА, ну и что-то впопыхах добавили о новейших временах с Майданом и АТО. А и треть экспозиционных площадей, посвященная геологии, биологии, трипольцам, скифам, Киевской Руси, ВКЛ, казацкой эпохе и этнографии - так и осталась бутафорной и неживой. И это несмотря на богатейшие музейные фонды, кучи интересных экспонатов и историй о них! Экспозиции не меняются десятилетиями, как не меняются и методы экспонирования и отношения к посетителям.
Поражает печальное состояние наших музеев, особенно региональных и краеведческих. В 60-70-х, когда создавалось большинство таких музеев, две трети экспозиционных площадей посвящались ведущей роли советской власти. При советах, по сути, музеи использовались как инструмент советской пропаганды. Кажется, что они так и застыли в прошлом, стали музеями музеев. Там мало что изменилось, разве экспозицию посвященную т.н. "Великай революции", слегка разбавили. А в залах о т.н. "Великой отечественной" добавили немного стендов об УПА, ну и что-то впопыхах добавили о новейших временах с Майданом и АТО
Для наследования музеев коллекционерам нужны определенные умения и технологии. Первое - это вести учет своих экспонатов. Был шокирован, когда узнал, что у большинства наших музеев учет экспонатов до сих пор ведется даже не в печатных, а в рукописных книгах, - Гутенберг бы плакал. Если такая рукописная книга учета исчезает, то вся информация исчезает вместе с ней. Именно поэтому, в частности, никто еще не представляет сколько наших музейных экспонатов остались на оккупированных территориях. Описание экспонатов в тех книгах тоже бывают несуразные. Жена видела такое описание иконы: "три фигуры на фоне природы", как вы понимаете, подменить такой экспонат очень легко. После того, как увидел, как один столичный музей "компьютеризировал" свой учет в табличке в MS Word, понял, что у наших музееев учету не научишься, и сам разработал простенькую базу данных в MS Access для учета и описания экспонатов из нашей коллекции. Учет частной коллекции проще чем музейный, потому что фиксирует только информацию об экспонатах, в то время как современный музейный учет должен фиксировать еще и события, которые с экспонатами происходят, например, перемещение на выставки, изменения состояния до и после реставрации, продолжительность экспонирования и тому подобное. Пример нашего электронного реестра мы даем всем желающим коллекционерам для упорядочения их учета.
Хранению и уходу за экспонатами учимся до сих пор. Свои экспонаты маркировку, описываем в электронном реестре, и иногда делаем легкие консервационные процедуры. Сами ничего не реставрируем, так профессионально это делать очень трудно, зато стараемся сохранить все в таком состоянии, в котором приобрели.
Как возник сетевой атлас народного искусства?
Мы с женой собираем и храним произведения народного искусства, но их еще надо как-то обнародовать. Перепробовали много способов. Первые однодневные выставки я начинал делать на фестивалях и в школах, привозил пол машины экспонатов, выкладывал и развешивал на стенах, все висело, как на базаре. Проводил экскурсии дома - было раз даже 18 человек привел, но домой много не приведешь. Вместе мы устраивали показы, одалживали экспонаты для этно-фотосессий - мы тогда еще не понимали, что этого нельзя делать, потому что за музейными стандартами эти вещи без перчаток нельзя брать в руки, а не то что одевать на живых моделей. Устраивали совместные выставки с музеями.
То, что можно сделать довольно незначительными усилиями, как правило, либо выглядит очень дешево, либо вообще запрещено в цивилизованной музейной практике (одевание вещей на живых моделей для показов и фото-сессий). Качественно оснащенные выставки требуют значительного времени и больших средств. Мы расспрашивали специалистов с Victoria & Albert Museum в Лондоне, у них план выставок расписан на десять лет вперед, а отдельную выставку они могут готовить три года.
Дело еще и в том, что сами по себе экспонаты немые. Чтобы вещь ожила, нужен рассказ, нарратив, story, а для этого нужно как минимум иметь достоверную информацию об экспонате: происхождение, время создания, а желательно еще и имя автора и историю. А у нас народное искусство в основном безымянное, анонимное. Мы смогли установить имена авторов только для 6% экспонатов в нашей коллекции, это преимущественно те, которые мы сами нашли в экспедициях. Имена создателей остальных 94% экспонатов неизвестны, и это очень обидно.
Качественные экспозиции устроены так, чтобы посетители могли воспринять и понять рассказ, прекрасная иллюстрация профессиональной выставки - "Тени забытых предков" в Художественном Арсенале. Натыкав же на каждой стене по триста рубашек - можно только похвастаться богатством своей коллекции, а не рассказать рассказ. Продумать выставку это очень непростая работа, качественно ее оформить - недешевое удовольствие, все это требует соответствующего и безопасного места и профессиональной работы различных специалистов.
Ну, а строить или арендовать помещение, чтобы обустроить музей - это необходимость в фантастических инвестициях и значительных текущих расходах на содержание. Да и целесообразно создавать еще один музей, когда в Киеве есть как минимум три музея этнографического профиля (Музей Гончара, Музей народного декоративного искусства, и Музей в Пирогово)?
В каждом случае следует учитывать количество посетителей. Стоит ли прилагать даже незначительные усилия, чтобы удовлетворить лишь небольшую кучку посетителей? Или приложенные усилия что-то изменят, создадут какую-то ценность для общества?
Мы обо всем этом много думали, концептуализировали и пришли к выводу, что самым доступным и самым большим по охвату средством обнародования нашей сборки есть интернет, потому что в отличие от музейных и выставочных помещений и от печатных изданий он не ограничен физическими рамками и работает 24 часа в сутки.
Разрабатывая наш сайт мы пересмотрели кучу иностранных музейных сайтов, но у нас были и локальные источники вдохновения.
Первое - это диалог Хвылевого и Зерова, "Камо грядеш?" (Куда идем?) - "Ad fontes" (до источников). В частности Николай Зеров обозначил три направления: познание источников мировых (европейских), познания своих (украинских) источников, и развитие художественной требовательности (самосовершенствования). Хотя у неоклассика речь былв главным образом о литературе, по нашему мнению, те советы могут быть вполне уместными и в искусстве, музее- и даже сайтостроении.
Второе - это серия альбомов "Украина и украинцы" Ивана Гончара, альбомы устроены по этно-регионами, каждая страница посвящена отдельному селу или городу, на странице иллюстрации различных произведений народного искусства - от типажей украинцев на старых фотографиях до репродукций произведений народных мастеров. Намерение показать полноту народного искусства и региональный принцип упорядочения мы применили, немного его усовершенствовав.
Третье - во время Майдана на баррикаде со стороны Европейской площади висел большой постер со словами Юрия Шевелева: "Мир воспримет нас только модерными". Жизнь и наследие самого Юрия Шевелева можно считать прекрасной иллюстрацией этих его слов. По моему мнению это одна из самых актуальных долгосрочных задач указанных на Майдане. Для донесения информации о народном искусстве мы стараемся создавать удобный и современный инструмент.
Почему назвали коллекцию именно "Кровец"?
Слово "кровец" нашла в словаре Гринченко моя бабушка. Я ее просил придумать название для коллекции и сайта. Кровец - это скрытый тайник, синоним к слову "тайник". Многие талантливых творцов и мастеров создавали шедевры народного искусства, мы их собираем, и обнародуем - открываем миру кровец народного искусства.
Во многом благодаря Людиной вере в нас и настойчивости где-то в середине 2014-го мы взялись за оцифровку коллекции (делать это самостоятельно очень долго и тяжело). Мы не ожидали посторонней помощи или благоприятных обстоятельств, а начали с того, что мы могли делать, имея лишь то оборудование, которое имели и тратя на это свободное время. Постепенно брались за сложные задачи, учились и совершенствовались.
Начали наполнять сайт и скоро поняли, что одной только нашей сборки, какой бы большой она ни была, будет недостаточно для освещения всей полноты и многообразия народного искусства. Так родилась идея привлечения других коллекционеров, чтобы вместе делать полезное дело.
Называемся "сетевой атлас", так как сайт в сети интернет, а также потому, что это инструмент совместного действия для сети коллекционеров. А атлас - потому пользуемся географическим принципом упорядочения.
Сейчас на нашем сайте более 2700 экспонатов и более 24000 изображений к ним с нашей собственной коллекции, а также около сотни экспонатов других коллекционеров. Не обязательно государственное финансирование или гранты, все можно сделать своими силами.
Сейчас на нашем сайте более 2700 экспонатов и более 24000 изображений к ним с нашей собственной коллекции, а также около сотни экспонатов других коллекционеров. Очень небольшое представление других коллекций связано со спецификой волонтерских проектов, ведь коллекционерам нужно или собственноручно оцифровывать свои сборки, или привлекать волонтеров, а это затягивает процесс - потому что такая работа выполняется когда у всех есть на нее время. С другой стороны, это можно воспринимать как очень важный прецедент, который ясно показывает, что для того, чтобы сделать что-то стоящее, не обязательно государственное финансирование или гранты, все можно сделать своими силами.
Да, оцифровка - довольно трудоемкий процесс. Но это хороший способ увековечить экспонат. Даже если вещь повредят или украдут, полностью уничтожить данные в интернете практически невозможно. Как говорил современный классик: "То, чего нет в интернете - не существует. То, что есть в интернете - вечное".
Мы с женой собираем, храним вещи, но надо еще их обнародовать. Пробовали формат етногалереи, когда базарным способом развешивают сорок рубашек на одну стену. Они так скручены, что только рукава видно. Но многие влезает - можно показать все, что имеешь. У нас 1300 сорочек. Чтобы их повесить вместе, нужен большой спортзал. Но физически где-то на сороковой сорочке человек теряет внимание, у него все перед глазами смешивается в кашу, оно уже перестает быть интересным.
Какие регионы охвачены в вашей коллекции наиболее полно?
Больше всего экспонатов из Подолья, Полесья, Полтавщины, Поднепровья, много из Гуцульщины, Буковины, Покутья, немало из Закарпатья, немного с Бойковщини и Слобожанщины, очень мало из Лемковщины. А вот с юга и востока экспонатов очень мало, из Крыма вообще только один экспонат - фотография девочки в вышитой сорочке.
Можно ли как-то монетизировать коллекцию?
Можно ли заработать на коллекции народного искусства - зависит от цели коллекционера. Большинство коллекционеров имеют вполне благородные и альтруистические мотивы собирания. Но их цель может быть и неопределенной, или может меняться под влиянием обстоятельств. Кто-то собирает, "чтобы было что показать детям", кто хочет "собрать комплекс нарядов". Есть и такие, которые "не могут рационально объяснить для чего это делают". Но в определенный момент вопрос монетизации, зарабатывания денег на коллекции, возникает.
По моему мнению, заработать можно, но вряд ли можно покрыть все свои расходы на приобретение и содержание коллекции.
Первое, что приходит в голову - давать вещи из своей коллекции на прокат для фото-сессий, свадеб, показов и различных кино- и теле- проектов. Но такое использование является неприемлемым для ответственного собирательства.
Можно продавать свои экспонаты. В отличие от музеев, коллекционеры свою коллекцию могут продать, ведь они ее купили за собственные деньги. Цены в последнее время поднялись в разы, соответственно, на продаже можно что-то заработать. Но увлекшись таким не заметишь как с коллекционера превратишься в обычного перекупщика, а коллекция перестанет быть коллекцией.
На собственных выставках вряд ли заработаешь, потому плата за помещение и устройство выставки съест всю плату за вход. А за участие в музейных проектах владельцам выделенных на музейную выставку экспонатов как правило не платят.
Оцифрував коллекцию и имея качественные изображения своих экспонатов можно сотрудничать с издательствами и электронными СМИ. Авторы фоторепродукций могут заработать на лицензионной плате за использование своих репродукций в печатных изданиях. Однако обычно в изданиях используют незначительное количество изображений, поэтому на их продаже особо не разбогатеешь.
Остается еще один "бесконтактный" способ использования коллекции - делать и реализовать реплики своих экспонатов. Но это уже целый новый бизнес, требующий инвестиций и занимающий много времени.
Сейчас работаем над интернет-проектом, широкая цель которого - переход, от ресурса культурного наследия к продукту. Кровец - это ресурс обнародования древних образцов, а мы разрабатываем инструмент, с помощью которого можно будет создавать современную продукцию, используя накопленный в древних артефактах художественный опыт нашего народа. Если задуманное среализуеться, это может стать безопасным для самых экспонатов способом монетизации, доступным не только для нас, но и для других коллекционеров.
Какие у вас планы на будущее?
Наши планы касаются прежде всего дальнейшего развития сайта - это и привлечение новых коллекций, и полная оцифровка нашей собственной, то есть, заполнение всех "белых пятен" - упорядочение полной "верификационной базы", своего рода точки опоры, камертона, энциклопедии - с достоверными и правдивыми примерами, иллюстрациями и доказательствами того, что именно мы, как народ, творили, что носили, чем себя окружали.
Также планируем развивать функционал сайта - предлагать такие инструменты, которых еще не существует. Один из таких инструментов в разработке - это виртуальное составление 3D комплектов народной одежды. Мы уже определились с форматом документации кроев одежды (ввели раздел крое на сайте), испытали "закрашивания" 3D моделей отдельных изделий фотографиями настоящих экспонатов. Научились "одевать" несколько отдельных предметов одежды на виртуальную 3D модель, но пока только в ручном режиме и в специальной программе. Нам еще нужно задокументировать в электронном формате все виды кроев, а дальше уже можно внедрять интерфейс для составления комплексов одежды онлайн!
Представьте себе - вы выбираете этно-регион, скажем Закарпатье, хотите сгенерировать женский наряд, листаете и выбираете сорочку из всех женских сорочек, представленных сейчас в разделе Закарпатья, далее под нее выбираете фартук, верхнюю одежда, обувь, аксессуары, головные уборы - система не позволит вам скомбинировать что-то из другого района, только по тому, откуда сорочка - это сразу одевается на виртуальную 3D модель, которую можно осмотреть со всех сторон.
А дальше, если залить свой фотопортрет, то можно получить и собственноое селфи в том костюме - все это без всякого физического контакта, а следовательно без всякого ущерба для экспонатов
Как это будет работать? Представьте себе - вы выбираете этно-регион, скажем Закарпатье, хотите сгенерировать женский наряд, листаете и выбираете сорочку из всех женских сорочек, представленных сейчас в разделе Закарпатья, далее под нее выбираете фартук, верхнюю одежда, обувь, аксессуары, головные уборы - система не позволит вам скомбинировать что-то из другого района, только по тому, откуда сорочка - это сразу одевается на виртуальную 3D модель, которую можно осмотреть со всех сторон.
А дальше, если залить свой фотопортрет, то можно получить и собственноое селфи в том костюме - все это без всякого физического контакта, а следовательно без всякого ущерба для экспонатов.
Можно заглядывать и дальше, например, хотелось бы анимировать и оживить те 3D костюмы, скажем, ввести возможность озвучивать устами виртуальных моделей в костюмах местные наречия.
По сохранению коллекций, хотим сделать центр общего сохранения частных коллекций. Например, имеете ли вы старый дедов кожух. Держать его дома не удобно - моль поест, занимает место. Централизованно дешевле хранить в надлежащих условиях, чем дома. Все экспонаты, размещенные в таком центре, будут на сайте, а если кто-то захочет их осмотреть вживую, то сможет это сделать в специальном помещении. Такое давно уже делает Textile centre V & AM, для нас же это пока очень отдаленная перспектива.
Коллекционирование захватывает, легко начать и трудно остановиться, а со временем становится накладно все это хранить и ухаживать - это заставляет думать: зачем я это делаю. Многие так и не задумывается, и тогда заканчивается все это печально: дети коллекционеров распродают их коллекции, или экспонаты теряются вследствие ненадлежащего хранения.
Совместными усилиями ответственные коллекционеры могут делать грандиозное дело - доукомплектовывать своими экспонатами атлас народного искусства, чтобы все мы могли увидеть всю его полноту и разнообразие.
Познание народной культуры - не самоцель, а важный шаг на пути познания нашего и мирового высокого искусства, это то, что помогает понять, кто мы и какие мы.
Комментарии