суббота, 14 мая 2022 08:02

"Мои стихи — о ружьях, спрятанных между полотенцами", — поэтесса Елена Павлова

Поэтесса, художница, автор кота Инжира - Елена Павлова за несколько недель до полномасштабного вторжения России в Украину представила книгу поэзии "Кожа городов". Сборник стал дебютной книгой художницы. Собрала произведения, написанные за период с начала войны на Донбассе. Посвятила часть стихов украинским защитницам. "Кожа городов" вышла в издательстве "Смолоскип".

После двухмесячного перерыва книжный магазин издательства снова начал работу. Об этом Елена Павлова написала в соцсетях.

"Из хороших новостей - возобновил работу Украинский книжный магазин Смолоскип - пока онлайн - и теперь снова можно купить мой сборник стихов "Кожа городов". И другие замечательные украинские книги которые, как никогда актуальны", - написала поэтесса.

Gazeta.ua поговорила с Еленой Павловой. Расспросила о том, что вдохновило на создание поэзии, почему сборник называется "Кожа городов" и почему для поэта комплимент, когда читатели не могут угадать его пол.

Моя первая книга вышла за две недели до полномасштабного вторжения России, и эта война прервала полет. У меня были билеты на самолет и должны были быть чтения в какой-то прекрасной кофейне в Париже в конце февраля. В те дни мы потом искали горючее где-то под Шепетовкой на вторые сутки эвакуации из обстреливаемого Киева. А в начале марта — я даже боялась говорить об этом, чтобы не испугать мечту — презентация на камерной сцене в театре родного города Ривне. Мы провели там чтения, но в укрытии, и онлайн, но я мечтаю после победы сделать это вживую.

"Кожа городов" должна была выйти уже давно, но сначала карантин, а затем боевые действия по всей стране. Но эта война длится уже годы, поэтому в книге есть стихи и о ней. Также об украинских женщинах, которых коснулась война, начиная еще с 2014-го. За последние три месяца героинь этих стихотворений стало гораздо больше.

В сборнике семь глав, которые писала семь лет. Это тот период творчества, когда мне начали нравиться мои стихи. Потому что в студенческие годы были разные попытки, авангардные. Тогда поняла, что нужно еще работать, нужно больше читать поэзии, работать над слабыми местами.

Автор: Фото предоставила Елена Павлова
  Елена Павлова - украинская писательница, журналистка, художница, куратор культурных проектов. Автор популярного комикс-персонажа Кота Инжира. Его создала в 2009 году. Рисунки с котом – чаще всего посвящены литературе и украинскому языку. Главная тематика – популяризация чтения и литературы, украинской культуры, ценностей демократического общества. Сейчас кот Инжир мотивирует и поддерживает украинцев в войне с российскими оккупантами. Елена Павлова одна из разработок первой украинской настольной игры по развитию критического мышления "Критикотики", главным персонажем которой является Кот Инжир. В 2019-м Павлова заняла ІІ место на литературном конкурсе издательства "Смолоскип" с рукописью сборника поэзии "Кожа городов". Сборник вышел в печать в начале 2022 года
Елена Павлова - украинская писательница, журналистка, художница, куратор культурных проектов. Автор популярного комикс-персонажа Кота Инжира. Его создала в 2009 году. Рисунки с котом – чаще всего посвящены литературе и украинскому языку. Главная тематика – популяризация чтения и литературы, украинской культуры, ценностей демократического общества. Сейчас кот Инжир мотивирует и поддерживает украинцев в войне с российскими оккупантами. Елена Павлова одна из разработок первой украинской настольной игры по развитию критического мышления "Критикотики", главным персонажем которой является Кот Инжир. В 2019-м Павлова заняла ІІ место на литературном конкурсе издательства "Смолоскип" с рукописью сборника поэзии "Кожа городов". Сборник вышел в печать в начале 2022 года

Перед полномасштабной войной мне подарили гильзы, положила их среди украшений. Этот момент отразился в поэзии, которую посвятила украинским женщинам. И тем, что были на фронте, и старшим женщинам, пережившим Чернобыль В стихах есть о памяти, напоминающей свалки ядерных отходов. И бабушкам, находившимся в лагерях. Читала много интервью с этими женщинами, это образ сильной украинки, которая держит в ящиках для украшений стальные пули. А где их держать? А мне подруга Лена Шарговская, которая была в АТО, говорит, откуда я это знаю. В стихах еще и о коньяке, спрятанном между кастрюлями, и о ружье, спрятанном между полотенцами. Кто-то из воевавших женщин мне писал: "Откуда ты знаешь, что он у меня там?" Это было интуитивно. Когда ты создаешь какой-то образ, будто подключаешься к какому-то коллективному подсознательному. Чтобы написать об этих женщинах, собираешь в памяти истории тех, кото ты знал, и тех, кого не знал.

В стихах еще и о коньяке, спрятанном между кастрюлями, и о ружье, спрятанном между полотенцами

В одном из интервью для журнала "Країна" поразил тот факт, что украинские женщины в советских лагерях вышивали. И где они брали эти нити? Выдергивали, вероятно, из старой постели или одежды, красили их ягодами.

Одно из самых любимых стихотворений – "Амазонка". Этот образ мистически сильной женщины-воина очаровывал еще с детства. Стихотворение написала после того, как посетила показ мод дизайнерских вышиванок "Украинские амазонки". Тогда собрали украинских волонтеров и находившихся на войне медиков, одели в дизайнерские вышитые наряды. И эти модели – настоящие женщины, которые воевали, по которым видно, что они сильные. Каждая из них имеет свою историю, а не просто технические параметры для демонстрации одежды. Одна из участниц показа и прообразов героинь стихотворения — волонтер и парамедик Юлия Паевская, позывной Тайра, этой весной попала в плен к россиянам.

Все, что я создаю, имеет один стиль - это о городах, современной культуре, о чем-то чувственном и нежном, художественном и эстетическом. Название к моему первому сборнику "Кожа городов" придумала коллега Елена Шарговская. Так назывался когда-то мой фотопроект со стенами из разных городов Европы. Там и о Венеции, и Стокгольме, и стенах украинских замков, в которых штукатурка старинная наслаивается и ты видишь историю, как она выглядит. Считаю, что фотографировать нужно людей, но проект со стенами был о фактуре, какой-то философский. Это была абстрактная живопись, но в фотографии. Некоторые из этих фотографий использованы для дизайна сборника. И само название "Кожа городов" очень соответствует моим стихам.

Основой для обложки сборника стало мое первое абстрактное живописное полотно. Не могла найти стену с голубым и золотистым цветом, как я хотела. Решила, что нарисую картину. Вдохновилась живописью Тиберия Сильваши. Возле его картины я чувствую нечто подобное молитве. Такие ощущения не каждая картина дает. Не знаю, в чем здесь магия, где здесь загадка, как это происходит.

За эти дни войны продолжаю наблюдать через Facebook за творчеством Тиберия Сильваши, который остался в Киеве. Каждый день любимый художник постит киевское небо и свой утренний кофе из медной турки — и эти фотографии придают мне силы и надежды. Тогда делаю себе такой же черный кофе и хочу творить.

Каждый день любимый художник постит киевское небо и свой утренний кофе из медной турки — и эти фотографии придают мне силы и надежды

За обложку голосовали подписчики. Меня поразило, сколько людей откликнулось. За некоторые картины было более сотни лайков. Этот синий на обложке – туркусовый – старинное украинское слово, но сейчас модно его называть цветом Тиффани. В Стамбуле в музее видела стену с таким цветом, как мне нужно. Ее привезли из Вавилона, с улицы, которая вела к воротам Иштар. Была поражена, что эти стены можно созерцать. Там был этот синий, облупленный за тысячи лет. Тогда он считался одним из самых дорогих красителей. Это была невероятная роскошь, когда в городе находились стены такого цвета.

Создание поэзии у меня похоже на рисование. Я вижу образ и разворачиваю его, какие-то визуальные вещи. Мне не удается писать совсем не на эмоциях. У меня более вдумчивый подход.

Нравится фраза "Поэзия – это когда слова встречаются впервые". Писать следует о том, что не было еще до этого сказано. Должно быть что-то особенное, какая-то метафора должна разворачиваться. Вот в одном из моих стихов есть фраза "Киев – это не город, а обломок от песни, которую видел Днепр во сне".

Учителя в большинстве своем не понимают, что такое поэзия, культивируют рифму типа очи-ночи, любовь-кровь. Это вредит молодым людям, которые хотят сочинять стихи. У них нет элементарных понятий, как писать. Например нельзя рифмовать глаголы. Это очень просто срифмовать одинаковые части речи, в которых одинаковые окончания, но в поэтике это считается слабой рифмой и банальными вещами. Украинское образование должно объяснять это детям, но почему-то так не происходит.

Автор: Фото предоставила Елена Павлова
  Елена Павлова: "Следующую книгу мечту написать о женщинах. Как говорит кот Инжир, "писать надо для женщин и о женщинах". Они самые благодарные читатели поэзии могут почувствовать"
Елена Павлова: "Следующую книгу мечту написать о женщинах. Как говорит кот Инжир, "писать надо для женщин и о женщинах". Они самые благодарные читатели поэзии могут почувствовать"

В 17 лет писалось очень много и активно, а сейчас это уже какая-то более зрелая вещь. Ходила на сотни поэтических презентаций украинских писателей, мировых. Слушала лучшую поэзию, чтобы почувствовать, что происходит. Это какое-то совсем другое чувство.

Как говорит кот Инжир, "писать надо для женщин и о женщинах"

Следующую книгу мечтаю написать о женщинах. Как говорит кот Инжир, "писать нужно для женщин и о женщинах". Они самые благодарные читатели поэзии, могут почувствовать. Потому что от знакомых мужчин слышу такое: "Если вижу, что написано в столбик, то я не читаю сразу". Они не настолько чувствительные.

Для меня было комплиментом, когда знакомые сказали, что в моих стихах не чувствуется, кто автор – мужчина или женщина. Здесь важно именно то, что написано. Женская поэзия дискредитирована, потому что часто это страдания, любовь. Это не всегда плохо, но есть повторяющиеся вещи, штампы. Стараюсь так не поступать.

В поэзии, как и вообще в искусстве, главное найти свой голос, свой стиль. Хочу быть похожей на себя. Из современных украинских поэтов мне нравится Сергей Жадан, Марьяна Савка, Юлия Мусаковская, Юлия Стаховская, Варя Черная, Люба Якимчук, Павел Коробчук, Сергей Савин, Татьяна Власова, Павел Матюша, Екатерина Калитко и многие другие. Могу называть десятки имён. Но я хочу быть похожей на себя. Нравится творчество Игоря Калинца, Богдана-Игоря Антонича, Юрия Андруховича, Лины Костенко – это вообще классика. Сейчас слушала лекцию искусствоведа Дмитрия Горбачева, он пишет о Тарасе Шевченко, как протоавангардисте. Хочу перечитать во взрослом возрасте, почувствовать его по-другому. Мне кажется, что он очень должен меня сейчас вдохновить.

За время полномасштабной войны создала только один текст, "Украинская ночь" — о том, что каждый из нас – цель российских крылатых ракет

За эти дни войны не могу писать стихи, все еще слишком больно. Создала только один текст, "Украинская ночь" - о том, что каждый из нас - цель российских крылатых ракет. О том, когда перед сном смотришь на предметы в своей комнате и рассчитываешь, что куда полетит от взрывной волны. И не разобьет ли тебе висок эта статуэтка ангелочка с подоконника.

И в то же время не могла читать ничего, кроме поэзии. Удивилась, сколько всего предвидел Тарас Шевченко в "Кобзаре". И сколько сейчас случилось, о чем он и не мечтал. Что украинцы наконец-то объединились все против врага, стали вместе — и это должно привести к победе. Потому что именно сейчас происходит это Шевченково "Поховайте та вставайте, кайдани порвіте і вражою злою кров'ю волю окропіте".

Сейчас вы читаете новость «"Мои стихи — о ружьях, спрятанных между полотенцами", — поэтесса Елена Павлова». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі