"Никогда не посмею забыть ... земледельцев, на коленях в снегу просящих хлеба", - писал 1933 британский журналист Малкольм Маггеридж. Его коллега из США Уильям Генри Чемберлин утверждал: "Не было в истории человечества катастрофы таких больших размеров, которая бы так слабо привлекла внимание мира".
В этом году мероприятия в память о Голодоморе посвященные "людям правды" - украинским и иностранным очевидцам, которые, часто под угрозой смерти, не боялись распространять правду о голоде в Украине, - сообщает Gazeta.ua.
"Это журналисты, общественные деятели, политики и обычные украинские крестьяне, которые публиковали статьи, записывали увиденное в своих дневниках или просто делали фото. Они верили, что зафиксирована ними правда важна для противостояния злу, которое убивает миллионы людей. Благодаря их усилиям удалось сохранить информацию об одном из самых страшных преступлений в истории человечества", - рассказал председатель Института национальной памяти Владимир Вятрович на открытии выставки "Люди правды. Чтобы мир знал". Ее представили в Мемориале жертв Голодомора.
"Даже за записи в личных дневниках люди получали 5-10 лет лагерей, как харьковская учительница Александра Радченко", - рассказывает сотрудник Института национальной памяти Ярослав Файзулин. - Выставка рассказывает о ней и еще 15 очевидцах. Среди них - про Гарета Джонса, который без разрешения СССР контактировал с украинскими крестьянами, затем в Берлине созвал пресс-конференцию и рассказал об преступлениях против цивильного населения. Для компрометации Джоунса власти СССР осуществляли грандиозную кампанию. Силами, например, известного журналиста Уолтера Дюранти, который последовательно отрицал голод. Впоследствии Джонс погибает при загадочных обстоятельствах, а Дюранти получает престижную журналистскую премию - Пулитцеровскую. Лет 10 назад была инициатива лишить его награды, но неуспешная", - вспоминает историк.
Присутствовавшая на открытии выставки писательница Оксана Забужко считает, что премия Дюранти - это уже заботы не украинцев: "Это не наша проблема. Это проблема западной журналистики и этики Запада в целом. Она полностью на их совести. Как в Израиле говорил мне один интеллектуал, "антисемитизм - это не наша проблема. Это их проблема".
"А я умирал от голода дважды. Сначала при Голодоморе, а затем в немецком концлагере, - вспоминает 87-летний уроженец Запорожской области Николай Онищенко. Сейчас, после бегства из оккупированного Луганская, он проживает в Киеве. - Понятно, что издевались фашисты, но на всю жизнь меня сделало другим человеком том, как в голод издевались "свои", партийные. Я доцент, на пенсию ушел с должности главного экономиста Луганского тепловозостроительного завода, но советским человеком никогда не был. Бывало, что мне предлагали должности, которые были мне под силу и которые я хотел, но в партию вступать для этого я не согласился". Когда в его доме служащие отбирали последние продукты, Николаю Онищенко было 7 лет.
Раньше мы публиковали всю программу государственных мероприятий памяти Голодомора.
Найдены в архивах отрывки дневника Александры Радченко сегодня обнародовал журнал "Країна".
Комментарии