




Вчера, 15 августа, на Летней литературной школе в Карпатах для молодых писателей лекции провели Тарас Прохасько, Андрей Любка и Завен Баблоян.
Литературный клуб "Маруся" совместно с Gazeta.ua продолжает серию материалов "Дневник Литшколы".
Писатель Андрей Любка рассказал, как самостоятельно "пробить окно в литературную Европу". Одним из инструментов этого является стипендии и резиденции для литераторов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Создали первый украинский графический роман-блокбастер про казаков-характерников
"Под литературным стипендиями следует прежде всего понимать "стипендии-резиденции", их могут позволить себе развитые, богатые города стран Запада. Это когда автора обеспечивают финансами и местом жительства (обычно это дом какого-то художника в прошлом, живописный замок и т.д.), и он может полностью посвятить себя творчеству. Автор должен способствовать развитию культуры страны, которая дает стипендию, и культурному диалогу со страной, которую представляет писатель", - поделился Любка.
Наиболее благосклонны к украинцам Польша, Германия, Швейцария, Австрия, дают подобные стипендии и Греция, Швеция, Италия, Франция, Прибалтийские страны.
По словам Андрея Любки, культурные институты этих стран "заинтересованы в пребывании молодых лидеров общественного мнения на своих территориях, ведь в недалеком будущем именно они будут задавать тон культуры".
"Чтобы получить стипендию следует быть писателем до 35 лет, конечно, не без значительных успехов в своей сфере (изданные книги, участие или кураторство культурных мероприятий или общественных инициатив, премии, научное звание и т.д.), иметь хорошие рекомендации от "своей" и "их" сторон, собственный проект (что собственно вы собираетесь делать в стране, в которую едете: писать часть романа, в котором фигурирует определенный город, поэтому должны точно знать пересечения улиц, архитектуру, привычки жителей, и вам обязательно надо туда поехать; издать сборник стихов - и т.д.). Главное - уметь грамотно оформлять свои достижения и цели в документы и своевременно представлять их на конкурс. И все же, чтобы наладить связи, которые способствовали бы распространению вашего творчества, с "тем" миром, не стоит забывать и о стипендиях для ученых, грантах", - делится собственным опытом поэт.
Прозаик Тарас Прохасько рассказал участникам Литшколы о том, почему писатель пишет, как следует писать, чтобы тебя читали.
"Литература делится по намерениям, которые ведут автора: " я пишу так, как должна быть книга", или "я пишу так, как не должно быть", например, я отношу себя к последней категории писателей. Писатель должен не делать так, как должно быть, а делать так, как хочется. Литература - это трансформация времени. Исторические реалии эпохи, точные факты жизни, являются вторичными по сравнению с ментальными моментами. Писатель не должен описывать конкретные детали эпохи, важно уловить маркеры времени, а не то, что быстро меняется. Литератор проживает время в своих текстах, конденсирует его в определенном произведении, а читатели проживают его по законам автора. Самое главное выяснить свою мотивацию и знать, о чем идет речь, когда берешься писать, надо осознавать цель своей литературы. Есть люди, которые пишут, чтобы полечить себя, есть люди, которые борются с проблемами времени, есть люди, которые физически ощущают как проходит время, они записывают все, что с ними происходит, чтобы утолить боль от осознания того, что они также "уходят", есть люди, которые чувствуют свою ответственность за происходящее в мире и "кричат? ?"своими текстами, есть просто рассказчики, а также те, кто просто гонять над всем, а прежде всего над собой", - говорит Прохасько.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дмитрий Лазуткин написал свою самую взрослую книгу
По его мнению, текст не должен абсолютно точно передавать то, что есть в голове автора.
"Можно представить адресата, того, кому ты хочешь рассказать о чем-то, и подстраиваться под него, но стоит помнить, что невозможно угодить всем. Ради некоторых слов и метафор, можно писать целые поэзии. Гений, кроме того, что имеет способности, должен знать точную форму, как их проявить, и "попадать" в точку времени. Я убежден в том, что все со всем связано, есть разное количество связей, последовательностей, комбинаций, в которых они могут быть. Литература - это мастерство выявить эти связи и показать. Тексты должны вызывать внутреннюю работу читателя над отысканием собственных связей, связей в себе и мире", - рассуждает Тарас.
Кроме лекций, участники проекта принимают участие в литчтениях, выполняют творческие задания, проводят "живые буккроссинги".
Комментарии