13-18 августа в Карпатах пройдет Летняя литературная школа. Ее третий год подряд организует литературный клуб "Маруся". Молодых писателей до 30-ти лет научат литературному мастерству, менеджменту. Лекции для 30 участников будут читать писатели Юрко Издрик, Тарас Прохасько, Лариса Денисенко. О книжном рынке и особенностях отношений писателя с издателем расскажет заместитель директора харьковского издательства "Око" Завен Баблоян.
Какой первый шаг должен сделать начинающий писатель?
- Желательно найти свою литературную среду, виртуальные литературные сообщества. В общении, через контакты с читателем, легче понять, когда что-то начинает получаться. Но есть примеры в истории, когда такие известные имена, как Джек Лондон или Герман Мелвилл были в начале далеки от писательских кругов. Также стоит подаваться на литературные конкурсы. Если есть хорошие наработки, нужно обращаться к издательствам и пробовать напечататься. В советские времена для первых шагов важными были литературные журналы. Сейчас таких мало. Важно не столько желание писать, как практика. Каждый выбирает свой режим. Это может быть какое-то затворничество или обычная жизнь с выделенным для литературы время.
Какие самые большие ошибки допускают начинающие?
- Обидно, когда исключительно одаренный человек становится рабом какого-то издательства на много лет - передает права на произведения, в том числе будущие, а самому автору от этого мало толку. Когда начинаешь контактировать с бизнес-структурами, надо включать разум. Самая большая ошибка - это мечтать о творчестве, а не писать.
Как найти своего издателя?
- У нас практически отсутствуют литературные агенты, которые будут выходить на издательства, тем более для продвижения начинающих. Если издательство принимает рукописи, то четко прописывает правила или руководствуется общими. Должен быть синопсис - краткое описание произведения. Прилагается аннотация, из которой видно, что за жанр представляет ваш текст. Первое письмо в издательство не должно содержать рукописи. Зато можно добавить кусок текста, чтобы были понятны стилевые особенности произведения. В крупные издательства поступают тысячи рукописей. Основной процент - это графомания, которая имеет шансы издаваться только за свой счет. Самостоятельно изданная книга не гарантирует, что ее будут покупать и читать. Писатель может попытаться наладить отношения с авторитетом в литературных кругах, который бы прочитал произведение, дал экспертное заключение и затем рекомендовал его издателю. Кроме того, в среде будет циркулировать информация, что существует человек, который написал что-то стоящее.
Какой гонорар можно получитьза первую книгу?
Первая публикация приносит или совсем маленький гонорар, или вообще никакого. С литературной работы в Украине живет несколько человек. Как правило, значительную часть денег эти писатели получают от зарубежных продаж своих переводов. Думаю, первая десятка украинских авторов имеет также прибыль из публицистических, журналистских каналов. Иногда работа в этих сферах, становится едва ли не основным заработком писателя. За изданную книгу писатели получают роялти - 4-7 процентов от проданного экземпляра при среднем тираже, а в начале - аванс. Если за год продалось 5 тыс. экземпляров книги, писатель считается успешным. А издательство решится выпускать следующую книгу примерно таким же тиражом и предложит автору больший аванс.
Кто из украинских писателей успешно начал с первой книги?
- Первая книга Натальи Сняданко "Коллекция страстей" сразу была замечена и выдержала 3 переиздания. То же самое было с первой публикацией Любка Дереша, романом "Культ". Он сделал его известным и неоднократно переиздавался. Для многих писателей, которые начинали в 2000-х, характерна быстрая популярность.
С чем это связано?
Тогда начали активно появляться новые магазины и фирмы-дистрибьюторы. В обществе было заинтересованности литературой, ожидали новых имен. Это продлилось едва ли не все 2000-е. Большой процент писателей, которые сейчас известны, родились примерно в 1972-1974-м. Не знаю, чем объяснить этот феномен. Не думаю, что произошла какая-то солнечная активность. Скорее всего, студенческие годы этих людей пришлись на период становления национального сознания украинцев. Тогда стало понятно, что писательство - интересное и нужное дело. Ощутимой является группа писателей, родившихся в начале 1980-х. Думаю, это формируется периодами в обществе, когда есть ожидания, внимание к литературе. В последние годы с продажами и общественным запросом несколько хуже.
Какое соотношение между литературным трудом и продвижением себя и своих книг должен соблюдать успешный писатель?
На популярность влияет качество текста и ожидания он него, мода на тему. Это может быть произведение, которое показывает актуальный стиль жизни. Но даже известного писателя можно плохо продавать, если не умеешь этого делать. У нас слава не очень связана с продажами. Например, есть популярные авторы, которые пишут хорошие тексты, но они сложные и не могут конкурировать с жанровой литературой.
Почему украинские писатели для собственной популярности не используют скандалы?
У нас литература не является большим бизнесом. И эти дополнительные потуги могут не повлиять на продажи. Количество проданных экземпляров больше зависит от наличия дистрибуционной сети. Стотысячные тиражи романов Лины Костенко и Василия Шкляра не связаны с какими-то скандалами. Читателей заинтересовала проблематика произведений. В случае с Костенко еще сработало имя.
Комментарии