Ексклюзивы
вторник, 21 марта 2017 17:25

"Критика фильма "Гіркі жнива" - продолжение информационной войны россиян против Украины - Наталья Дзюбенко-Мейс

Автор: miok.lviv.ua
  Писательница, жена исследователя Голодомора, американского историка Джеймса Мейса Наталья Дзюбенко-Мейс
Писательница, жена исследователя Голодомора, американского историка Джеймса Мейса Наталья Дзюбенко-Мейс

В прокате 45 стран идет канадская историческая драма "Гіркі жнива". Это первый англоязычный художественный фильм о Голодоморе в Украине 1932-1933 годов.
Своими впечатлениями от картины делится писательница, жена исследователя Голодомора, американского историка Джеймса Мейса Наталья Дзюбенко-Мейс.

Удалось ли показать масштабы Голодомора?

Почти все смотрели фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера", посвящений трагедии Холокоста. Картина получила единодушное одобрение критиков и зрителей. Не в последнюю очередь благодаря оптимистичному финалу этого ужасающего киноповествования. Но мало кто, по крайней мере из моих знакомых, решился на просмотр драмы британца Марка Германа "Мальчик в полосатой пижаме". История показана глазами 8-летнего сына коменданта концентрационного лагеря Бруно. Он случайно знакомится со своим сверстником евреем Шмуэлем. По разные стороны ограды они становятся друзьями. Когда семья снова переезжает, Бруно решает попрощаться со Шмуэлем. Делает подкоп и заходит на территорию лагеря. Обоих мальчиков ловят и отправляют в газовую камеру.

Это трогательный, честный фильм. Настолько страшный в своей правде, насколько и трагический. Не все психологически могут его выдержать. Образы ужаса буквально впиваются в мозг, от них трудно избавиться.

В устных свидетельства очевидцев Голодомора, опубликованных в многочисленных сборниках, немало подобных трагических историй. Это готовые сюжеты. Убеждена, их экранизация не вызывала бы возражений, даже у основных политических оппонентов этой темы. Имею в виду российскую идеологическую машину. Ибо тот, кто смог бы досидеть до конца киносеанса, должен был бы признать и художественную ценность и гуманистический пафос ленты. Что и случилось с "Мальчиком ..." В определенной степени, это же случилось и с "Гіркіми жнивами". Многие мои друзья честно признали, что им страшно идти на фильм этой тематики.

Сложность освещения темы Голодомора заключается в том, что этот ужас и абсолютный звериный ад, который происходил на наших землях, нужно очеловечить. В лицах, голосах, характерах. Выписать медленное угасание ума, человеческого духа одного конкретного человека.

Голод в Украину пришел вместе с ленинскими продотрядами, большевистскими отрядами советской власти. Смерти миллионов в 1921-1923 годах, медленное затухание. А с 1927 года в Украине снова начинает набирать ужасающих оборотов маховик голодных смертей. Доходящий апогея в 1932-1933 годах. Война и снова — 1946-1947 годы, когда по Украине ходила голодная коса. А вместе с ней, невозможность сказать об этом, даже шепотом. От этого страха мы не освободились до сих пор. Это уже на генетическом уровне, в нашем подсознании.

Свидетельства очевидцев — самое страшное, самое трудное для исследователей. Потому что каждый раз имеешь дело с отдельной человеческой жизнью, личностными переживаниями. Художнику еще сложнее, потому что перед ним стоит задача типичному характеру передать индивидуальные черты. И быть правдивым. А горькая правда как раз и заключается в том, что в истории этого антиукраинского народоубийства невозможен оптимистичный финал.

"Гіркі жнива" - история даже не села, а небольшого хутора. Историки хорошо знают, что именно жители украинских хуторов были устойчивыми, наиболее неуступчивыми в своей борьбе с колхозным закрепощением. Многие из них бежали в шахты, в казахские степи, сознательно шли на смерть. Но не в новейшее рабство. Создателям фильма, канадцам украинского происхождения, удалось осветить историческую правду без искажений. Высоко оцениваю эту киноработу. И с нетерпением жду художественных произведений на эту тематику от здешних украинцев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россияне с украинцами, как садисты с мазохистами - Скрипка

Можно ли сказать, что образы героев получились слишком схематичными? Как этого можно было бы избежать?

Фильм обвиняют в перегруженности штампами. Украинские вышиванки, танцующие девушки, Купальская ночь с ее неизменными веночками на воде. Лента адресована прежде всего зарубежному зрителю. Цель — показать историю украинского села, как носителя национальных ценностей. Поэтому авторы фильма и выбрали наиболее распространенный, характерный изобразительный видеоряд.

Кажется, что картина украинского села до Голодомора слишком идиллическая, красочная. Это обращение к мифу и одновременно его созданию.

Да — образы крестьян архетипные. Они такими и остались в памяти свидетелей. Когда их судьбы раскололись на до и после Голодомора.

Пшеничные поля, на которых работали владельцы. Нарядные девушки, статные юноши. Слишком чистенькие — упрекают критики... Ненатурально. Украинцы обязательно должны быть в каких-то лохмотьях и измазанные грязью. А еще голодные и босые.

Я убеждена, как убеждена была в этом и моя бабушка, которая рассказывала о Голодоморе, что жизнь до него была другой. Более певчей, яркой, красочной. Это был мир добра и высоких духовных ценностей.

Почему наличие любовной линии в центре сюжета оправдано?

В центре "Гірких жнив" — романтическая история любви. Такое видение для многих критиков почему-то неприемлемо. Мешает показать историю вымирания целых сел и хуторов. Ожидалась широкая и гнетущая панорама сплошного мрака, в котором навек покорно исчезают украинцы и Украина. Без борьбы, без сопротивления.

Но в центре всех рассказов о главных исторических событиях люди. Говорим о Трое, а вспоминаем Париса и прекрасную Елену. Становление Рима не обходится без романтической истории Антония и Клеопатры. Практически в центре каждого более-менее стоящего художественного произведения — человеческие истории, освещение вечных ценностей, среди которых наиболее животворящей является человеческая любовь.

Именно она — любовь к детям, к родителям, к семье, к любимым, к земле и была единственным источником силы, которая позволила украинскому народу выжить во времена лихолетья в 1930-х. Любовь поднимала мужчин на борьбу, а женщин толкала на немыслимые проявления жертвенности.

Удалось ли авторам фильма создать целостный образ украинского крестьянства, показав сопротивление народа?

В определенной степени. Я бы слукавила, если бы сказала, что в фильме нет недостатков. В другое время, в другой ситуации можно было бы проанализировать, например, слишком упрощенное противостояние добра и зла, ведь профессиональная критика вещь нормальная, естественная и необходимая.

Но в данном случае речь идет о массированной политической атаке на уничтожение фильма. В этом четко просматривается вовлеченность арсенала российской информационной милитарной машины против Украины.

И то, какой арсенал используют отечественные кинокритики и интеллектуалы демократического Запада не может, не удивлять. Упреки и обвинения, которые выдвигают против этого фильма, касаются далеко не художественных приемов или изобразительных средств. Ведь фильм не претендует на полноту картины или на роль научного документа. Это история двух людей, которые из смертельного сенокоса вынесли свою любовь. Обворованные, но чистые, непокоренные души.

Почему критику фильма можно назвать массированной политической атакой?

The Hollywood Reporter, The Irish Times, The Northwest Indiana Times, San Francisco Gate, National Review, Sidney Morning Herald — это далеко не полный перечень западных изданий, которые не пожалели своих полос для разгрома этой ленты. На фильм "Гіркі жнива" с людоедским азартом дружно набросились сначала западные, затем и отечественные СМИ.

Критика идет по нарастающей, фильм растащили на эпизоды, детали и обвинили во всех смертных грехах. В частности авторитетное киноиздание The Hollywood Reporter написало, что настолько плохой фильм мог быть только результатом неправильных амбиций, а добрые намерения авторов потерпели поражение перед беспомощным воплощением исторической драмы.

Газета The Irish Times назвала фильм "эпическим уродством, столь ужасным, что это стоит увидеть". По мнению рецензента, лента является патриотическим тщеславным проектом, и благородные просветительские намерения авторов не оправдывают ее. Также "Гіркі жнива" считает дилетантским San Francisco Gate.

Алексей Росовецкий в своей статье на "Телекритике" отметил, что картина распадается на две неравные части: на пронзительную мелодраму и на шаблонный вестерн. По его мнению, лента является антисемитской, а также подводит зрителя к выводу, что украинцам по-настоящему хорошо только за пределами Украины. Переполненные огульной критикой и украинские издания, потратили немало усилий и времени, чтобы донести и даже "творчески" развить мнения западных экспертов.

Все с единственной целью — похоронить в зародыше в украинском зрителе даже мысль посмотреть картину, самостоятельно составить свою оценку. Повсеместны категоричные выводы, безапелляционные приговоры вроде того, что тема Голодомора вообще неподъемна и неинтересна для искусства кино.

Даже освещение такой дискуссионной проблематики нежелательно, так как не доказано, что Голодомор имел место, как умышленный, рукотворный. Как противоукраинский геноцид.

Можно сказать, что каждый эпизод фильма имеет фактологическую основу? Основан на реальных историях жертв голода 1932-1933 годов?

Конечно. Недаром, одним из консультантов во время съемок фильма был известный в Украине и в мире историк Орест Субтельный. Прообраз главной героини фильма — мать режиссера Джорджа Менделюка. Спасаясь от голода, она пришла из Харькова во Львов в поисках хлеба и свободы. "Она рассказывала, как люди стояли ночами в очередях за хлебом и, чтобы не упасть от бессилия, опирались на стоявших впереди. А ее школьная подруга умерла от голода прямо во время уроков, сидя за партой", - рассказывал Джордж Менделюк в своих многочисленных интервью.

Образ матери режиссера стал решающим и при выборе актрисы на главную роль: "Песню "Місяць на небі", которая звучит в фильме, мне пела мама, когда я был маленьким, а Саманта Баркс исполняет ее также". Да и сцены, которые якобы не "связанные с его личной биографией", выписано достаточно точно, политически корректно.

Но незначительных фактологических или хронологических сдвигов не избежать. Если учитывать количество тем, которых коснулись создатели картины. Это и женские бунты, сопротивление, крестьянские восстания, расстреляное возрождение, застенки НКВД, детская беспризорность, разрушение духовных основ, уничтожение церкви и ее служителей, агрессивная русификация.

Отсюда и определенная условность некоторых мизансцен, когда колоссальный материал вжимают в один-два кадра. Но все это сделали на одном болезненном сквозном нерве. Да, это наша история. Каждый может к ней добавить что-то свое, уточнить, договорить. И в этом сила картины.

Удастся ли авторам фильма у англоязычного зрителя, который никогда не слышал о Голодоморе, создать после просмотра целостное представление о трагедии?

Целостное — конечно же нет. Это не научное исследование и не обвинительная речь. Это художественное произведение, в котором изображены палачи и жертвы, виновники, зачинщики Голодомора и умирающий народ в товарняках, на улицах сел и городов.

Фильм вызывает одновременно сочувствие, сострадание и восхищение — в этом его сверхзадача. В нынешней ситуации, когда в Украине льется кровь наших сограждан, наших бойцов — это очень важно.

"Нам необходимо поддержать инициативу канадских украинцев, которые пытаются донести историю Голодомора-геноцида к западному зрителю и украинцам в мире. И не так важны неодобрительные отзывы, как то, что они есть и их так много. Важно, что эти отзывы появились массово. Значит, задело, ведь что греха таить: Европа молчала, когда Украина тихо умирала от голода. А некоторые западные интеллектуалы позволяли себе абсолютно неэтичные замечания. Об этом также необходимо говорить. Эти отзывы, как своеобразная провокация, вызов на поединок. В очередной раз приходится наблюдать противостояние правды и лжи, добра и обиды. Фильм "Гіркі жнива" — своеобразный вызов и призыв к нам, ныне живущим, думать и заботиться о своем" — это отклик на фильм Олеси Онишко, работника Национального Мемориала жертв Голодомора. А писатель Василий Портяк пишет: "А в отношении тех, кто так и не увидел "образа ада на украинских землях...". Они в свое время не хотели видеть самого ада. Не добились этого ни Гарет Джонс, ни Джеймс Мейс. А теперь о фильме пишут, что "трагедия Украины заслуживает лучшего фильма". Ну что же... Кто хочет, недостатки найдет, даже для объективной критики. Но фильм есть. И он заставляет говорить об этой нашей трагедии. Большое спасибо за это!"

Чувствуете должное внимание отечественного зрителя к ленте? Оправдались ли ожидания общественного резонанса фильма?

Начитавшись, я конечно переживала за судьбу фильма. И все же "Нехарактерно и маловероятно, но остается фактом, "Гіркі жнива" в топе по посещаемости и кассовым сборам в Украине" - такие заголовки сайтов, отслеживающих финансовые сборы в кинотеатрах Украины. Фильм удивительным образом вырвался в лидеры отечественного проката даже при отсутствии какой-либо положительной рекламы.

Выяснилось, что сознанием украинцев сейчас не так то и легко манипулировать.

И даже такой невероятный, практически еще невиданный в нашей новейшей истории разгром фильма, не отбил желание украинцев самостоятельно выяснить, что же так разозлило наших и зарубежных интеллектуалов. Я сама свидетель, как молодежь выходила из кинотеатра — взволнованная, со слезами на глазах. Уже не говоря о людях старшего возраста, которые не так часто ходят в кинотеатры.

В этом случае нет большой чести, чтобы поддакивать разным "подголоскам". Надо набраться мужества защитить то настоящее, что есть. Придет время — поставят другие, более сильные и мощные фильмы, в которых миру откроют страшную правду Голодомора во всей его масштабности. И все же эта лента всегда будет одним из первых зарубежных художественных фильмов об украинской трагедии, которые прикоснулись к человеческим сердцам.

Больше впечатлений о фильме "Гіркі жнива" читайте в следующем номере журнала "Країна".

$20 млн на фильм "Гіркі жнива" выделил канадский бизнесмен Ян Игнатович. В центре сюжета — любовь художника Юрия и соседской девушки Натальи, которые живут на Черкасщине. Осенью 1932 года в их селе появляются карательные отряды НКВД. Силой забирают у людей продукты. Отца Юрия убивают. Парень присоединяется к вооруженному восстанию против советской власти. Его невеста Наталья организует женский бунт. Главных героев воплотили британские актеры Саманта Баркс и Макс Айронс.

Сценарист фильма канадец Ричард Бачинский-Гувер происходит из казацкого рода. Несколько раз приезжал в Украину. Работал в архивах, консультировался с историками. Был сотником на Майдане. Остался жить в Киеве. Здесь родился его сын Евгений.

Режиссер фильма канадец Джордж Менделюк. Во время Голодомора из его семьи выжили лишь мать Женя и ее сестра Варвара. Они были подростками. В поисках пищи прошли пешком из Харькова до Львова.

Сейчас вы читаете новость «"Критика фильма "Гіркі жнива" - продолжение информационной войны россиян против Украины - Наталья Дзюбенко-Мейс». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі