Ексклюзивы
пятница, 29 марта 2019 21:46

Интервью с пожизненно заключенными женщинами стали основой оперы

 

11 апреля на театральной площадке "Сцена 6" киевского Центра Довженко состоится премьера спектакля "ПЕНИТА.опера".

Постановка является художественной частью социально-культурного проекта "ПОЖИЗНЕННО ВАЖНО".

Его участники стремятся лоббировать проект закона, который бы давал возможность пожизненно заключенным хотя бы когда-то выйти на свободу. Еще одна цель проекта - развеять стереотип о пожизненно осужденных как о потерянных для общества.

Основой либретто для "ПЕНИТА.оперы" стали рассказы заключенных Качановской исправительной колонии №54 в Харькове. Их собрала кураторка проекта, драматургиня Татьяна Киценко.

"Идея проекта "Пожизненно важно" возникла в 2013 году, когда я собирала материал для пьесы "Моя милиция меня", - рассказывает Татьяна Киценко. - От кого-то из харьковских правозащитников услышала о 24 женщин, отбывающих пожизненное заключение в Качановской колонии. Уже тогда точно знала, что когда-то о них напишу.

Тема привлекла своей эпичностью. В ней просто нет дна. Это настоящий подарок для смелого автора.

Жанр документальной оперы оказался очень удачным: рифмовки, ритмизация рассказанного заключенных позволили анализировать текст, раскладывать его на составляющие.

В колонию ездила дважды, взяв интервью в четырех женщин, осужденных на пожизненное заключение. В приговорах - умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. Самой старшей из тех, с кем общалась, 57 лет. В 2004-м она попала за решетку в четвертый раз, ее тюремный стаж насчитывает 38 лет. Самой младшей из четырех - 37. Это ее первая судимость, которую женщина отбывает уже девятый год.

  Руководитель проекта, автор либретто Татьяна Киценко
Руководитель проекта, автор либретто Татьяна Киценко
Мотивы преступлений часто трудно описать даже самим осужденным. Те, кто действительно признается в убийствах, говорят что-то вроде "перемкнуло". Две из четырех респонденток утверждают, что попали на скамью подсудимых, потому что слишком доверились мужчинам.

Катя Щука рассказывает: приехала в гости в родной городок своего возлюбленного. На гулянке у друзей разгорелась драка. В результате мужчина убил хозяев. А Екатерину заставил нанести удары по уже мертвых телах: чтобы сделать ее союзницей. Он рассчитывал, так девушка его не выдаст.

Это только одна из историй, которая вошла в "ПЕНИТА.оперы". Молодая женщина признает свою вину, однако лелеет надежду, что пожизненное ей когда-то заменят на срок - пусть даже на 20-25 лет.

Вполне осознаю, что мне могут врать. Впрочем, несмотря ни на что, настаиваю: каждый из пожизненно заключенных - мужчин или женщин - имеет право на справедливый приговор. По мнению правозащитников, среди тех, кто обречен находиться за решеткой до конца жизни, есть невинно осужденные. И довольно высокий процент еще и тех, чья вина не соответствует столь суровому наказанию.

Людям трудно поверить, что подобное может произойти и с ними. Всегда легче откреститься: "только не со мной" и "я бы никогда". Но все четыре осужденные, с которыми я общалась, тоже, наверное, так когда-то считали. Как все это могло произойти? Как случилось, что эти женщины пересекли границу? Это главный вопрос, который я задавала себе как драматургиня.

Каждый человек считает себя хорошым. Однако у всех есть и теневая сторона. И я предлагаю на нее взглянуть.

Речь идёт не об оправдании убийц. А о том, что осуждённые - люди. Мы, конечно, можем их спрятать подальше, чтобы не видеть и о них забыть, но решает ли это проблему? Имеем ли мы право на упрощения, обобщения, отмазки - когда речь идет о человеческой судьбе?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Врач не знал, что пациент - его сын

В опере главный конфликт происходит между героинями и теми, кто находится на свободе - и не хочет, не может их услышать и понять. На сцене эти две стороны идут стенка на стенку: хор постоянно осуждает героинь. Партию агрессивной толпы выполняют музыканты с Квартета имени Левка Ревуцкого в составе Золтана Алмаши (виолончель), Андрея Тучапца (альт), Марианны Скрипы (скрипка), Эдуарда Скрипы (скрипка). Но четыре осужденные - Виолончель, Альт, Хорошая Скрипка, Плохая Скрипка - представляют собой такой же квартет. Каждая рассказывает свою историю: о жизни, смерти, любви и пожизненном заключении.

Действие происходит на фоне видеоинсталляции, в которую вошли кадры из колонии. Одетые в красивое концертное платье, героини выходят на свое звездное представление, во время которого обращаются к людям на свободе.

Сценография по-дизайнерски минималистична, черно-белая. Единственный цвет, который мы ввели - красный: символ и любви, и крови.

Завершает оперу фотовыставка Руси Асеевой: зритель выходит из зала - и видит портреты пожизненно осуждённых.

Название "ПЕНИТА.оперы" происходит от термина "пенитенциарный": именно так называется исправительная система во всем мире (рenitens в переводе с латыни означает "покаяние").

Эта постановка - действительно редкое для нашей страны явление: масштабное социальное представление. Его показы сопровождаются большой правозащитной программой: научно-практическими конференциями, дискуссиями, презентациями правозащитной литературы.

Небольшой организации, даже с хорошим именем и длинным списком, такой проект вряд ли под силу. Поэтому "Театральная платформа" реализует его в партнерстве с European Prison Litigation Network, а также Национальным союзом композиторов, "Киевской Камератой", Харьковской правозащитной группой - при поддержке программы Culture Bridges.

Композитор "ПЕНИТА. Оперы" - Золтан Алмаши. Режиссер - Максим Голенко. Художник-постановщик - Максим Афанасьев. Роли героинь выполняют Ася Среда-Голдун, Ли Берлинская, Татьяна Лавская, Виктория Ромашко.

Напомним, киевскую премьеру покажут 11 апреля. С 21 по 26 апреля спектакль сыграют в Одессе, Днепре и Харькове.

25 апреля оперу представят в Качановской колонии №54 - чтобы доноркы историй могли увидеть в ней себя.

Сейчас вы читаете новость «Интервью с пожизненно заключенными женщинами стали основой оперы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі