Художник из Кировограда Александр Охапкин , 51 год, создает домашние иконы. Говорит украинский иконописный канон гибкий за, например, русский, и позволяет иконописцу проявить больше творчества.
- Пишу свои иконы не в соответствии с иконописного канона . Думаю, если бы украинские иконописцы всегда придерживались канона , то никогда не было бы украинской иконы. Украинские иконописцы обыгрывают канон : " надевают " святых в вышиванки и очипки , дорисовывать украшения круг нимбов , бывает , фон окрашивают орнаментами из украинских обрусел . Эти вещи я всегда искал в репродукциях и старых домах . Все эти элементы я трансформирую в своих работах. Хочется , чтобы через икону Бог казался людям ближе к ним.
Какие иконы люди хотят иметь дома?
Иконы Богоматери. Чаще всего просят написать Покрова. Вчера по телефону попросили написать. Она - Берегиня. Потом - образ Божией Матери с Младенцем, образы Богоматери и Христа, которыми благословляют на свадьбе. Меньше заказывают именные иконы: иконы святых покровителей заказчика. По окончании - образы Андрея Первозванного, Святого Пантелеймона, покровителя Киева Михаила.
Вы свободны в творчестве, или заказчики просят конкретные мотивы?
Бывают разные ситуации . Например, в моем активе есть несколько иконостасов - украинские и российские. Россияне настаивают на каноне . Украинская иконопись более свободна . Я восстанавливал иконостас в одной карпатской церкви в Пирогово . Там четыре года назад было сделано 52 иконы по мотивам Рогатинской церкви. Поэтому я рисовал в стиле старых мастеров 18 века. На Позняках есть церковь Петра и Павла. Там я делал более современный иконостас. Стилистика меняется в зависимости от задач, которые ставятся передо мной.
Какие отзывы людей?
Есть неописуемая сила, которая притягивает. Люди звонят : "Легла ваша икона на душу. Я хотел бы заказать" . Когда я рисую, я не думаю, я чувствую. Рука послушная - выполняет то, что диктует сердце, и контролируется разумом . Работы есть, как у каждого человека, удачные и неудачные. Неудачные перерисовываю, переставляю акценты.
У вас были заказчики, которые просили воспроизвести их черты лиц в ликах святых?
Были. Но не себя просили нарисовать, а того человека , для которой заказывали иконы. Я соглашался воспроизвести только какие-то черты, чтобы неуловимо напоминало, а не рисовать человека фотографически. Ведь это святотатство. Хотя мне неоднократно говорили, что мои образы Богоматери ранних лет похожи на мою жену. Тогда я понял, что сходства быть не должно. Слежу за тем, чтобы образы не напоминали моих родных Объясняю людям, нельзя рисовать конкретного человека в образе Божием, потому что может быть туго.
Какие еще ??есть табу?
Ко мне не раз обращались с просьбой восстановить , реставрировать икону , оставшейся от дедов - прадедов . За это не берусь. Моя жена где-то вычитала , что если одну старую икону решил реставрировать художник и открыл ее , на него пахло каким-то застойным воздухом , он не обратил внимания , а потом начал задыхаться и умер. Очевидно , думаю , икона была недовольна тем , что долго пролежала на чердаке , и так подействовала на первого попавшегося человека . Или не допустила к себе , помня руку мастера, ее писал . Такое меня немного настораживает. Пишу свое , но к реставрации нельзя. Этим должны заниматься профессиональные реставраторы . Они знают к чему прикасаться нельзя, а к чему нет.
Дома есть свои иконы?
Я еще для себя иконки не написал. Может, в будущем будет та, которая ляжет мне. Живу не очень в хороших жилищных условиях, и мне негде держать работы. Многие работы пропадали. И я поставил себе цель: пусть мои иконы идут в люди. За 30 лет я написал около тысячи икон . Примерно по 40 в год. Пишу иконы, они идут в люди, и забываю о них. Пусть они работают. Но я могу почувствовать, что икона благодарит меня.
пятница, 27 сентября 2013
20:19
"Если бы мы всегда придерживались канона , не было бы украинской иконы" - художник
×
Комментарии
6