С 25 сентября по 10 октября в Нью-Йорке в Украинском Институте Америки пройдет выставка украинской художницы Анны Криволап. Она будет представлять три серии своих работ "Ленты", "Горизонты" и "Колодцы". Выставки проходили в Турции, США, Нидерландах, Германии.
Ваши выставки экспонируются во многих странах мира. Поделитесь опытом, какой надо изображать Украину широкой общественности?
Изображать Украину перед миром - это дело журналистов, а не художников. Художник изображает страну такой, какой он ее чувствует. Свою серию "Ленты" я начала делать где-то года два назад. В ней обратилась больше к украинской символике, чем к украинским краскам. Потому что сами эти ленты очень символичны. Во время свадеб их завязывали невестам на счастье. Вероятно, это было мое собственное предчувствие перед теми событиями, которые произошли в Украине совсем скоро. Можно говорить, что они сделаны на счастье. Сейчас я продолжаю работать над этой серией. Она идет в различных цветовых и стилистических комбинациях.
Оправдали себя те амбиции в профессии художника, которые вы имели, начиная рисовать?
Я с детства выросла в семье художников. Никто меня не толкал быть художником, даже наоборот. Но эта работа - это интерес длиною в жизнь. Всегда есть, над чем работать.
К сожалению, сейчас в Украине художественное образование находится в упадке. Хотелось бы, чтобы лучшие украинские художники больше помогали молодым приобретать необходимые знания. Однако преподавание - это кропотливая работа, которая требует много времени и усилий, которые художник инвестирует в создание своих картин. Моего отца приглашали преподавать, но он отказался. И так большинство. Когда я училась, уже тогда эта проблема существовала. Но благодаря отцу, я прошла хорошую академическую художественную школу. Большинство пришли в институт гораздо более интересными художниками, чем после того, как они оттуда вышли. Я была очень счастлива, потому что меня учили Подеревянский, Лидер, лучший сценограф советского времени, Животков, Зоя Лерман. Потом я еще ходила к такому классику как Кононенко, у которого прошла хорошую реалистическую школу.
Есть какая-то общая черта, которая проходит через все ваши работы?
Я работаю циклами. Часто обращаюсь к украинским мотивам. Есть серия "Колодцы", "Горизонты". Начинала с абстрактных работ, затем перешла к боди-арту, где цвет выходил за плоскость полотна на тела артистов балета и брейк-данса. А "Ленты" сочетают пространство, глубину и декоративные абстракции на первом плане. Это такая комбинация отдельных циклов из моей жизни: абстракции и пейзажа.
Трудно работать в дороге?
Я ездила в Швейцарию, в Стамбул, в Польшу, США. Путешествовать приходится много. Для меня важно находиться в Украине, хотя я сейчас несколько лет живу за границей. Это ничего не изменило. А может на каких-то ностальгических нотах даже усилило ощущение Украины. Постоянно быть в дороге - это тяжело. Не физически, а эмоционально. Я привыкла, что у меня есть несколько мастерских в разных странах. Поэтому достаточно быстро переключаюсь и начинаю работать независимо от того места, где нахожусь. Для того, чтобы делать интересные вещи, стоит использовать ситуацию, которая есть. В Украине и других странах реагируют на живопись по-разному. В Украине тебя знают и следят за твоим развитием, за хроникой твоего творчества. А в другую страну ты прилетаешь, показываешь свои работы, а они совершенно выпадают из контекста той среды.
Стала ли украинская живопись частью мировой?
На Западе очень много актуального искусства: фотография, стрит-арт и тому подобное. И поэтому не так много людей занимаются живописью. Из-за этого многим нравится смотреть на различные картины. Сейчас художник ни от чего не зависит. Он живет сам по себе. На мой взгляд, украинское искусство, украинскую живопись, можно назвать аутентичной. Еще в 90-х у нас чувствовалось влияние соц-искусства. Был соц-арт, были художники, которые работали андеграунд. Тогда мы имели совсем другую ситуацию. Сейчас уже есть полная свобода и каждый может делать то, что он захочет. Тогда это было невозможно. Например, моя мама выпустила две книги по истории украинского костюма. Также она очень много занималась открытками и пыталась хоть немного привлечь внимание к украинской символики. Однако на каждый украинский символ, который она рисовала, ей сразу говорили "нет", ее останавливали. В советские времена все художники, занимались соц-артом для того, чтобы нормально жить и иметь возможность заниматься своим делом.
Сейчас украинская школа очень отличается от других стран. У нас живопись все-таки более классическая
То есть мы тормозим?
Нет, нельзя говорить, что мы тормозим. У нас есть и актуальное искусство. Просто в Украине выбор больше. И я думаю, что и сама школа лучше.
Итак, мы все же чего-то достигли?
В Украине появились новые коллекционеры, галереи, появился Художественный Арсенал. Наталья Заболотная очень много делает для развития искусства в Украине. Именно она и занимается программами и фондами. По сравнению с Боснией и Герцеговиной, у нас намного лучше ситуация с развитием искусства. В Украине появился соответствующий рынок, у художников есть возможность выставляться, уже созданы определенные условия для этого. Конечно, хотелось бы более активного развития, но хорошо, что это все вообще стало появляться. Хотя бы среди молодежи. Кстати, в Украине основной аудиторией всех выставок является молодежь. Еще интересной особенностью стало то, что большинство посетителей - это не художники или узкие специалисты, как, например, в Боснии. За годы независимости очень расширилась аудитория выставок. Каждая галерея пытается сделать искусство модным, чтобы привлечь внимание большего количества посетителей. В Боснии смотреть картины ходят преимущественно сами художники. Или музыканты. Люди с более профессиональной сферы. У нас же аудитория гораздо шире. Но этого нельзя сказать о Европе. В Германии на выставки выстраиваются целые очереди. Там искусство открыто для всех. В Мюнхене проходит очень много выставок, есть много музеев, и везде вы увидите множество посетителей .. Только откроется что-то новое, а там уже очередь.
В Киеве недавно прошла выставка Екатерины Билокур. Много народу было. Мне кажется, что эта выставка была очень удачно представлена. Сами картины - фантастика. Я для себя открыла много новых работ. И у них было очень красивое обрамление. Каждая картина подсвечена, панно во всю стену. Выставка была стильно оформлена, а это важно. Кстати, Билокур - землячка моего папы. У нас есть дача в тех краях, откуда она родом, и мы там часто обработаем.
Екатерина Билокур - одна из самых известных украинских художниц. Что сейчас знают об украинской живописи за границей?
В Европе и Америке тенденции разные. Об Украине знают преимущественно из-за войны, а об украинском искусстве мало что известно. Даже на больших аукционах Украинская живопись представлена как отделение российской. Чтобы это изменить необходимо менять политику государства, чтобы она представляла украинское искусство за рубежом. Потому об Украине не знают. Конечно, встречаются единичные художники, которые делают выставки. Но это не является государственной политикой, этого никто не замечает. Чтобы нас заметили, надо создать институты, которые будут продвигать украинское искусство за рубежом, представлять там украинских художников и заниматься этим систематически - как это делается в других странах. У нас этим занимается Пинчук, но он в основном привозит иностранных художников сюда, в Украину.
В Украине художник продолжает быть малооплачиваемой, непрестижной профессией. Чем профессия художника является в других странах?
За рубежом быть художником - это очень престижно. Совсем другое отношение, чем в Украине. У нас художник — это кто-то обычный. Это связано с разницей в ценностях. Потому что искусство в Европе весит намного больше, чем в Украине. У нас, к сожалению, искусство не преподается в школах. И понятие "элиты" очень отличается здесь или там. Ты прилетаешь, например, в Германию и тебе обычный сантехник может задать такой вопрос об искусстве, что ты задумываешься. Это реальный случай. Он может говорить с тобой о конкретных вещах, о направлениях в искусстве, называть имена художников. У нас все по-другому. Люди адаптируются, просто система неправильная. Если хотя бы в школе и университете давали какие-то азы по искусству, то ситуация была бы лучше.
А как решается вопрос финансирования?
Я знакома со многими художниками и в Германии, и в Боснии, и в Австрии и могу говорить о том, что есть художники, которые имеют имена. Они не нуждаются в лишних средствах или рекламе - у них все есть. Но таких единицы. Все остальные в любой стране имеют проблемы с финансированием. Это вечная тема для искусства. В Украине есть Союз художников, благодаря которому художники могут получить мастерские для работы. Это такой люкс, который только мы можем себе позволить. За рубежом такого нет. Художник должен сам создавать себе условия. К тому же, за рубежом художники работают параллельно. Многие преподают в университетах, академиях. У нас же каждый работает сам для себя. Там только лучшие могут себе позволить заниматься сугубо рисованием. У них есть эксклюзивные контракты.
Из-за нехватки средств искусство становится все более коммерческим. Поддерживаете ли вы эту тенденцию?
Есть и те, кто занимаются чистым искусством, есть те, кто занимаются коммерческим искусством. Есть те, у кого это все переходит из одного в другое. Я согласна с тем, что художник должен зарабатывать на свои картинах. Это нормально. Но не всегда это получается. Есть художники, которых общество любит, а есть такое искусство, которому трудно найти своего зрителя.
Говоря о зрителе, должно быть изобразительное искусство массовым, или это все же сфера для узкого круга?
Нет, это не массовое явление. Искусство для народа - это нечто советское. Надо быть настроенным на искусство, его нельзя навязать всем. Публику ищут сами работы художника. Надо погружаться в то, что ты делаешь, а не в коммерции - с этим могут помочь арт-дилеры. Надо продолжать заниматься своим делом. Если она, конечно твоя.
Что общего в изобразительном искусстве в разных странах?
Сейчас очень богатый выбор всего. От актуального искусства к сюрреализму. Но такая тенденция является глобальной. Ты не видишь большой разницы. Ты поедешь в Китай, или в Америку, или в Европу - в искусстве нет подлинности. Есть тенденции, которые обобщают. Повсюду ты видишь одно и то же. На больших арт-ярмарках ты пересматриваешь здоровенные каталоги и не чувствуешь разницы: это китайские художники, или европейские, или американские. Глобализация она и в искусстве. Я не думаю, что это положительное явление. Интереснее, когда каждый имеет свое лицо.
Так должны ли мы стать частью этого процесса глобализации или нужно работать на внутренний рынок?
Я думаю, что у нас интересное искусство. Мы должны сотрудничать с мировыми художниками, но так, чтобы не потерять свою подлинность. Глобализация везде, и в искусстве тоже. Надо сохранять свое лицо. У нас много направлений в искусстве. Есть художники, есть реалисты. Мне всегда интересно в Украине. Здесь есть богатый выбор. Также интересно в Америке. Там есть много художников из разных стран. Чувствуется присутствие и Индии, и Европы, и Азии.
Есть ощущение конкуренции среди художников?
Я никогда не сталкивалась с проблемой конкуренции между странами. Художники из разных стран всегда с интересом относятся друг к другу. Потому что искусство разное. В изобразительном искусстве так же, как в фотографии. Появляется много новых художников. Но выходят из них художники - это вопрос. У меня муж работает в банке и, когда я прихожу на какие-то встречи, то человек говорит: "Вот, она у меня художник". А в ответ слышу: "Ой, я рисую" или "И у меня рисует". Поэтому я уже прошу, чтобы лучше не говорил, что я художник. Пусть думают, что просто крашу стены. Поэтому что между искусством, от которого получаешь удовольствие, и профессии художника большое расстояние. Не всегда ты получаешь удовольствие от работы. Бывает, она утомляет и истощает, но вместе с тем вдохновляет и повышает.
Как часто рисуете?
Я рисую каждый день. Даже после роддома на третий день была в мастерской. Когда ты надолго выпадаешь из процесса, то теряешь форму, начинаешь плохо чувствовать. Рисование как спорт или балет. Необходимо постоянная тренировка и для рук, и для головы. Работаю где-то 5-6 часов в день. Бывает такое, что захожу в мастерскую и думаю, что сегодня уже точно сделаю себе выходной. Но начинаю работать над какой-то деталью и уже потом не остановиться. Еще часто работаю над несколькими работами одновременно. Это помогает сосредоточиться. Ты смотришь на другую работу и сразу видишь, что ты хочешь там изменить. И начинаешь дальше работать. От того, что ты быстро переключаешься, легко понимаешь, что прямо сейчас ты можешь изменить, как усовершенствовать картину.
Ваши сыновья вам в этом помогают?
У меня двое сыновей. Им нравится искусство, они сразу могут сказать, чья работа, но сами не рисуют. И я их не подталкиваю. Если ты художник, это не значит, что надо и своих детей к этому побуждать.
Когда я начинала, то отец говорил: "Если будешь плохо рисовать, отправлю в кулинарный техникум. Дальше делай, что хочешь. Но академические азы в рисунке ты знать должна ". Честно говоря, я ему за это очень благодарна. Потому что сейчас я не ограничена рамками абстракции. Если мне надо сделать портрет, я его сделаю; создать пейзаж - без проблем. Когда у тебя есть художественное мировоззрение, ты сознательно можешь выбрать то, что тебе интересно, а не быть заложником определенного жанра или направления.
Комментарии