Ексклюзивы
пятница, 24 июля 2015 17:40

"Электронная музыка воспитывает роботов. Она уничтожает человечество как явление" - фольклорист

"Электронная музыка воспитывает роботов. Она уничтожает человечество как явление" - фольклорист
Фото: Ольга Каменева

 Фольклорист и основатель фольклорного ансамбля "Божичи" Илья Фетисов в интервьюGazeta.ua рассказал о том, какую музыку необходимо "употреблять" для внутренней гармонии.

 Что заставило Вас заинтересоваться народным творчеством?

Я поступал в Киевскую консерваторию на факультет композиции., - рассказывает 37-летний Илья Фетисов, основатель фольклорного ансамбля "Божичи"., - Среди тех, кто принимал экзамены, был известный композитор Левко Колодуб. Он спросил: "Почему у вас все произведения напоминают народное творчество?" Это удивило, потому что в училище нам преподавали фольклор на пальцах, ни одной живой записи мы не слышали. На 1-м курсе консерватории я купив кассету польского коллектива "Верховина". Они там пели песню "Летіла зозуля", которую выучили от киевского коллектива "Древо". Именно с "Древа" началось исполнение народних песен людьми, которые живут в городе и записывают пение по селам. То был абсолютно незнакомый для меня музыкальный мир. До этого я больше всего любил европейскую музыку Средневековья и Возрождения. Фольклор в чем-то похож на нее. Возможно, именно потому я увлекся им. В тот же год впервые поехал в фольклорную експедицию.

В чем различие между пением и игрой на инструменте?

Певцы вырастают в традиции подсознательно, с детства слышат, запоминают и воспроизводят. Инструменталисты же - люди, скорее, аналитического склада, ибо игра на инструменте требует специальной работы над техникой. Хотя и их обучение бывает неожиданно интересным. Покойный гармонист, игравший на моей свадьбе, рассказывал, как ходил в соседнее село, там слушал, как кто-то танец сыграет. Он ту мелодию себе напоет и бежит домой 5 километров, все время пропевая ее, чтобы не забыть. Прибежит домой, берет гармошку и подбирает.

Вы рассказываете о живой и мертвой музыку. Что это значит?

Возьмем пример. Человек ест определенные продукты. Если набор этих продуктов меняется, то перестраивается весь организм. В зависимости от того, что мы употребляем, у нас меняется внутреннее строение организма. Музыка - это тоже своеобразная пища. В древнем китайском трактате написано, что "Неистовая музыка погубила империю". Китайцы очень умные люди. Мы почти всем китайским пользуемся, поэтому не можем сомневаться в их мудрости. - Улыбается. - Они писали о прямом влиянии музыки на сознание. Это не мистика, это - абсолютно физиологическое явление, которое просто мало исследовано.

Нынешний музыкальный мир электронной музыки создан искусственно. Люди мало задумываются, как он возник. В чем искусственность поп-музыки? Это равномерная, математически точно рассчитанная пульсация. Этот принцип в корне отличается от принципа организации фольклорной музыки любого народа мира. В народной музыке неравномерная периодическая пульсация. Грубо говоря, если поп-музыка состоит из одинаковых кусков, которые повторяются, то фольклорная - из маленьких и больших кусков. Это то, что называется диссиметрия. Первым о диссиметрии, как свойстве живого, начал писать Луи Пастер. Он открыл, что есть явление правизны и левизны в строении органических веществ. Есть молекулы праве, а есть - левые. Это зависит от того, как они проводят свет. Молекулы, которые закручивают свет против часовой стрелки - левые, а те, что по стрелке, - правые. Человеческий организм тоже имеет правую и левую часть.

Но это - биология, а Вы занимаетесь музыкой.

Владимир Вернадский синтезировал все эти знания. Он в 1939 году написал статью о различных свойствах физического пространства. Утверждал, что, в отличие от неживой природы, все живое имеет не трехмерную структуру. Мы лишь формально принадлежим трехмерному пространству, внутри же - совсем другие. Когда я это прочитал, то понял, что народная музыка напрямую связана с диссиметрическим строением нашего физического пространства. Когда мы "питаемся" народной музыкой, это входит в гармонию со строением нашего тела. Если же мы потребляем исключительно симметричную, какова поп-музыка, построенная на равномерной периодической пульсации, то входим в полную дисгармонию. Это музыка, которая разрушает нас внутри. Если мы посмотрим на те проблемы, которые вдруг возникли в 1960-х годах: молодежный протест, ЛСД, разрыв с прошлым, отторжение традиций, конфликт между родителями и детьми, то все это точно совпало с появлением этой электронной музыки с периодической пульсацией.

Вы имеете в виду западный мир?

Эти явления пришли оттуда, однако у нас в СССР тоже имели место. Еще одно важное наблюдение. Если мы приедем в Центральную Азию или в Турцию, и послушаем их современную музыку, то почувствуем большую разницу с нашей. Даже если она имеет периодическую пульсацию, ее интонации, мелос полностью традиционные. Это не просто использование цитат из песен, а создание новой музыки на основе национального мелоса. У нас же, в лучшем случае, берется какая-то песня, добавляется "умца-умца", и типа это world music. Все проекты так работают сейчас. В Азии все "умца-умца" созданы на основе традиционного мелоса. А у нас в украинской эстраде, поп-музыке, в первую очередь, преобладает американо-негритянский или европейский. А украинского в этих жанрах нет вообще. А если мы возьмем шансон, то это на 99% чисто еврейский мелос. Утверждаю это как фольклорист, ибо писал курсовую работу "Еврейские истоки советской массовой песни". Там просто один в один. Например, "Широка страна моя родная" - это еврейский "Фрейлехс". Просто "Страна" поется медленно, а еврейская мелодия играется быстро. Или та самая "Катюша"

В Японии каждый школьник после окончания школы должен знать сто народных песен. Вот если бы министерство культуры ввело правило, чтобы по окончании школы каждый наш школьник знал сто песен, я бы сказал Кириленко: "Браво!" Мы не знаем, как звучит украинская народная песня. У нас не понимают, что украинская эстрада воспроизводит неукраинскую музыку. Она дает американскую, негритянскую, еврейскую. Посмотрите хотя бы конкурс "Голос страны". Они же все пропагандируют американский негритянский вокал. И наши все певцы: Ани Лорак, Руслана - это украинские "африканцы". Музыка должна соответствовать не только человеческой природе, но и национальной. Каждый этнос имеет свой характер, имеет родившегося ним музыку.

Сейчас происходит полное уничтожение музыки, как национальной, так и просто человеческой. Электронная музыка воспитывает роботов. Например, звук "ля" - это формально 440 герц, но это искусственно установлена высота. Народная музыка не попадает в этот искусственный звукоряд. Это не только вопрос пульсации, но и вопрос звуковысотной организации. В поп-музыке ничего человеческого нет, поэтому ее влияние я считаю смертельным. Она уничтожает человечество как явление. Поэтому я категорически против всех world music проектов.

Мне нравится "Даха Браха". Вы меня сейчас убьете?

Конечно. - Смеется. - Вы потребитель, мы творцы. Мы все вас обманываем. Потому что на самом деле творчество - это свойство каждого человека. Человек не должен быть потребителем. Когда мы одеваемся, мы тоже создаем. Каждый создает собственный стиль. Поэтому, когда вы потребляете чужой продукт, вы себя обманываете. Если песни "Божичей" вам нравятся, вы должны начать их петь. Это будет правильный подход. А песни ДахиБрахи вы петь не можете, даже если они вам нравятся. Это продукт, который не может быть воссоздан кем-то другим. Фольклор легко воспроизвести каждому. А электронную музыку - нет. Это культура, которая крадет у человека собственную способность творить. Она подсаживает людей на потребление. Из нас хотят сделать идеальных потребителей во всех сферах. Даже в церкви. Мы должны исправно покупать свечи. Исправно платить за обряды. А народная культура дает другую модель - модель идеального творца, который сам творит свою среду и свой мир.
Сейчас вы читаете новость «"Электронная музыка воспитывает роботов. Она уничтожает человечество как явление" - фольклорист». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі