В сентябре произошло знаменательное событие в истории украинского-китайских культурных отношений. В большом и престижном архитектурно-художественном музейном комплексе Китая "Ґугун" (Запретный город), который ежедневно принимает до 80 тысяч посетителей, открылась выставка памятников культуры и декоративно-прикладного искусства "Украина-Миру". Украина стала первым государством в мире, которой музей Ґугун открыл свои двери для экспозиции.
Открытие выставки состоялось 25 сентября, во время Дней культуры Украины в Китайской Народной Республике. Экспозиция продолжит свою работу до конца ноября. Шедевры украинской культуры представляются из коллекции Музея исторического культурного наследия ПЛАТАР. "Посетителям открылась возможность окунуться в интересный мир украинских древностей от времен Триполья - одной из древнейших земледельческих цивилизаций, которая сейчас насчитывает 7500, через времена скифов к произведениям эпохи Киевской Руси - расцвета украинской государственности в X-XII вв.", - отметила директор Музея ПЛАТАР госпожа Инна Подгородецкая.
Это выдающаееся культурное событие стало возможным благодаря усилиям и поддержке украинского мецената, народного депутата, лидера политической партии "Основа" Сергея Таруты. Еще в 90-е годы XX вв., своими силами и за свой счет меценаты Сергей Тарута и Сергей Платонов смогли сохранить национальное достояние древней истории Украины и оставить его для осмотра и изучения на территории Украины. Благодаря кропотливой работе по привлечению и организации научно-реставрационной работы, предметы сохранены и представляются в музеях Украины и мира.
Экспозиция в Китае демонстрирует уникальные украшения народов, населявших территорию современной Украины и Древней Европы: киммерийцев, скифов, сарматов, других племен и народностей. Со времен VII в. до н.э. - III в. н.э. эти территории составляли часть Шелкового Пути, известного торгового маршрута давности.
Посетители выставки смогли оценить мастерство наших предков в овладении материалов и техник, изысканность отделки драгоценных металлов.
Но главное - композиция выставки выстроена таким образом, чтобы в формах и художественном оформлении отразить общественную, духовную жизнь общества, и показать его влияние на дальнейшее развитие культуры Украины.
Искусствоведы, посетившие выставку, отметили, что очень четко прослеживается орнаментальная и стилистическая схожесть двух древних культур - Триполья и неолитической археологической культуры Яншао, которые существовали на больших расстояниях друг от друга.
Модель старинного храма. Трипольская культура. 4200-4000 гг. До н.э., Черкасский регион. Старинный храм трипольцев - здание на невысокой платформе, которая стоит на шести ножках, с крышей куполообразной формы, на торцах фронтоны увенчаны горизонтальными изображениями месячных дымок, напоминающие рога быка. Стены храма украшены рисунками змей, создают композицию, подобную символов Инь-Янь.
Как отмечает одна из кураторов выставки "Украина-Миру" - Мария Моторжина, главный хранитель и куратор выставочных проектов Музея ПЛАТАР, художественная составляющая экспозиции отражает нынешнюю территорию Украины на мировой карте как один из плацдармов создания мировых цивилизационных процессов, развития экономических и торговых связей древнего мира.
"С давних времен нынешняя территория Украины была "зоной свободной торговли". Именно здесь встречались два торговых пути - Великий Шелковый Путь и со временем торговый путь из варяг в греки. Свидетельством этого являются солиды - золотые монеты Константинопольского императорского двора, которые и представлены на выставке. Такими монетами оплачивались товары, включая шелк", - отметила Мария Моторжина.
Так, после появления торгового пути из варяг в греки, приобретение шелка на рынках столицы Византийской империи - Константинополя - строго определялось договорами между Русью и Византией. Такой путь существовал до XIII века. После монгольского завоевания наиболее важным центром Великого шелкового пути была Каффа (ныне Феодосия), а города в восточных степях Украины также принимали активное участие в жизни Великого шелкового пути.
Византийская империя, унаследовавшая культурные, экономические и политические связи сарматов, стала наследником торговых путей Великого шелкового пути. Империя отчеканила свою золотую монету солид - твердое изображение императора. Такими монетами оплачивались товары, включая шелк.
Искусствоведы подчеркивают, что высокохудожественные предметы греческих мастеров Северного Причерноморья - территории нынешнего Крымского полуострова - отражают интегрированность символов древних традиций в мировом культурном пространстве.
Например, скифский "звериный" стиль стал самобытным и уникальным явлением мировой культуры, в котором выполнены (как правило, из золота и бронзы) предметы прикладного искусства, созданные самими скифами и греческими мастерами.
Организаторы выставки подчеркивают важность данного культурно-художественного события в развитии имиджа Украины на международной арене.
"Именно благодаря таким художественным проектам Украина открывает миру свой потенциал и возможности, которые формировались на протяжении тысячелетий. Украина становится известна во всем мире как качественный поставщик креативных индустрий и художественных программ", - отмечает Инна Подгородецкая.
Музейный комплекс "Ґугун" - "Запретный город" является объектом ЮНЕСКО и самым крупным дворцовым комплексом в мире. В течение веков на территории Императорского дворца (Запретного города) проживал только император и вся его семья, поэтому он и назывался Запрещенным. Вся королевская свита располагалась за его стенами, до поры до времени вход обычным людям сюда был запрещен. Данный комплекс отнесен к числу крупнейших в мире собраний, где сохранены древние деревянные постройки.
Комментарии